Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Рендеринг масляной краски - введение

От редакции сайта BigScale: Майкл Ринальди (Michael Rinaldi) знаменит на зарубежных форумах своими уроками по покрасочным работам и нанесению эффектов.

Серия публикаций продолжается. На этот раз Майк решил пройтись по одному из аспектов своих работ, который присутствует в каждом его проекте - использование масляных точек, а точнее - их рендеринг. Благодарим автора за отличный урок, а ещё рекомендуем прочитать нашу недавнюю публикацию на эту же тему - "Три способа имитации реалистичных эффектов" от Йоргена Мареса.

Вступление

За последние годы, публикуя всё больше и больше статей о моделизме, я пришёл к осознанию того факта, что всегда в моих статьях был этап, который я нигде не объяснял в полном объёме. Эта часть работы затрудняет мои попытки полностью описать каждую технику, которую я использую в том или ином своём проекте.

Когда я размышляю о том характерном составляющем элементе своих уроков, который показывает именно мой "почерк", некий авторский отпечаток, то прихожу к выводу - это использование масляных красок при покраске. Однако процесс наложения масляной краски я всегда стараюсь объяснить терминами "выцветание масляной краски" и "метод масляных точек". Ни одно из этих описаний не объясняет процесс полностью, да и простое сочетание данных терминов не позволяет полностью понять, о чём идёт речь. Этим вступлением я хочу сказать, что пришла пора отвечать за свои поступки - т.е. полностью определить и описать данную процедуру в понятной форме и ссылаться на данную технику в своих будущих статьях, как на один из этапов того или иного урока.

Как это называется?

У меня есть формальное образование в сфере искусства и дизайна. В этой области используется схожий с описываемой техникой процесс, который называется "рендеринг". Говоря упрощённо, рендеринг представляет собой часть иллюстрации или рисунка, который специально создаётся автором с целью отображения максимально точной картины предмета, с множеством подробностей и информативностью именно этой области.

Применительно к масштабному моделизму (и, в особенности, к моим методам работы с красками), это определение - "рендеринг краски" подходит лучше всего. Концепция, лежащая в основе рендеринга, привела меня к тому, чтобы дать название такое моей технике - "рендеринг масляной краски", так как это определение полностью охватывает то, что я пытаюсь достичь на данном, весьма критичном этапе процедуры покраски.

Это по определению не новый стиль работы, а лишь одна из техник, применяемых в долгой многоэтапной процедуре покраски и везаринга. Рендеринг масляных точек способен заменить и/или усилить любой из прочих существующих методов. А масляную краску можно наносить на любой предмет, модель и поверх всех типов краски.

В чём задача рендеринга масляной краски?

Для того, чтобы сохранить верность концепции рендеринга, я использую масляную краску для "управления на микроуровне" цветами на каждой отдельной области поверхности модели. Основная задача - извлечь как можно больше визуальных эффектов с каждой зоны таким образом, чтобы все эти детали поверхности могли поведать собственную историю о долгой жизни данной машины. Цель - показать зрителю такой уровень детализации покраски, чтобы удивить его. Или наоборот, скрыть некоторые особенности конкретной машины - в зависимости от задачи моделиста. Итак - рендеринг масляной краски служит для того, чтобы максимизировать уровень информации, получаемой при рассмотрении окраски.

К примеру, на боку танка могут находиться скобы для инструментов, вмятины брони, пыль и грязь, запасные детали - список можно продолжать и продолжать. После нанесения основных красок, можно вернуться к каждой области по отдельности и значительно усилить отдачу визуальной информации, добавив определённые масляные краски. Краски, которые могут затенять или подсвечивать, убавить или прибавить цветовую интенсивность, распылиться - возможен почти любой эффект, который можно представить себе. И всё это возможно благодаря обработке уже окрашенной поверхности.

В наиболее примитивном определении, рендеринг масляной краски позволяет моделисту наносить небольшое количество масла на окрашенную поверхность модели, а затем развести или разбавить новую краску таким образом, чтобы добиться определённого эффекта. Поверх каждого слоя краски можно наносить новые слои, увеличивая объём и глубину до тех пор, пока не будет достигнут желаемый эффект. И лишь от самого моделиста зависит, когда работа будет завершена.

Почему масляные краски?

Существуют три очень простые и фундаментальные причины, по которым я пользуюсь именно масляными красками. Первая - потому что масла могут быть невероятно прозрачными. Их степень светопоглощения варьируется от 0 до 100%, поэтому данная субстанция является экстраординарно мощным инструментом, от которого можно добиться самых разных оттенков. Вторая - их очень легко смешивать и разбавлять с другими жидкостями, что приветствуется моделистами всех уровней подготовки и опыта, позволяя создавать, а не отвлекаться на штудирование учебников. И третья причина в том, что масляные краски высыхают медленно, что позволяет моделистам полностью контролировать процедуру - в отличие от красок на акриловой или эмалевой основе, высыхающих гораздо быстрее. По этим трём аспектам масла дают фору всем остальным жидкостям. Поэтому они неразрывно связаны с моими работами.

Кроме того, результаты, которые получаются при работе с масляными красками, предсказуемы и легко повторяемы. Этот факт позволяет начинающим моделистам практиковаться в работе с ними и получать именно тот результат, который они ожидают, проникаясь всеми принципами и идеями различных техник. Одна из сильных сторон рендеринга масляных красок в том, что их можно наносить в любом количестве, которое требуется. Нет ни одной непреложной истины, высеченной огненными буквами на чёрном камне - т.е. абсолютно никаких ограничений или запретов по их использованию (помимо основной техники нанесения, которая точно работает лучше всех прочих). Стоимость использования масляных красок легко контролировать, так как расход краски низкий, а тюбики служат очень и очень долго. К тому же, практически все производители предлагают огромное количество самых разных вариантов этого продукта.

Подготовка палитры масляных красок

Лучший способ подготовки палитры - действовать максимально просто, не усложняя задачу, и не проглядеть решение, которое находится прямо под носом. Окрашенные модели на самом деле сами расскажут и потребуют те цвета, которые им подойдут. Но, так как каждая модель - индивидуальность, не говоря уже о самих моделистах, я предлагаю ознакомиться с основными принципами подбора цветов, которые я буду использовать в данной статье. В будущем я собираюсь написать несколько специализированных статей, посвящённых особым моделям и специфической покраске.

Итак, для начала работы потребуется подготовить палитру. Очень недорогая и простая процедура. Я вырезаю в коричневом картоне небольшие квадратики - ничего особенного не требуется, вполне достаточно старой картонки из-под посылки или упаковки. Почему картон? Потому что в состав масляных красок входит продукт под названием "льняное масло" или попросту - олифа. Художники пользуются ею при создании картин на холсте, ну а для наших, моделистских целей, эта часть совершенно не нужна. Картон нужен для того, чтобы впитать олифу. Зачем? Так как при удалении льняного масла, краску будет легче разбавить, а высыхает она гораздо быстрее. Наконец (и это главное) - матовая поверхность проявляется максимально быстро.

После подготовки палитры и вырезания на ней окошек для наполнения краской, я приклеиваю её к столу при помощи 2,5-см двустороннего скотча, который надёжно фиксирует палитру на верстаке (картон - очень лёгкая вещь, а кисточка запросто двигает палитру по всей поверхности стола). Затем я достаю масла и, при помощи плоского конца небольшой художественной лопатки (в моём случае это мешалка краски от Tamiya),наношу на картон небольшое количество (буквально капельку) всех масляных красок, которые я планирую использовать в этой модели. Я стараюсь подходить к задаче максимально аккуратно и организованно, располагая схожие оттенки рядом - полезно для экономии времени и краски при смешивании этих цветов между собой. Когда всё готово, то моя палитра состоит из 10-20 различных цветов, однако количество зависит от конкретной модели.

Предлагаю небольшое базовое описание основных красок, которыми я пользуюсь в своей палитре, а также для чего они используются. В каждом случае можно достичь любой степени прозрачности от 0 до 100%, в зависимости от цели.

1. Белая и светлая жёлто-коричневая краска оттенка кожи: используется для общего выцветания, добавления пыли, побелки и осветления (при смешивании с другими цветами), для создания дополнительных оттенков.

2. Жёлтые цвета (от светло-жёлтого до оранжево-красного): используются для создания зелёных и тёмно-жёлтых (Dunkelgelb) оттенков. Кроме этого, полезны при создании светло-ржавых или, в общем случае, тёплых тонов.

3. Тёмно-коричневые цвета (от оттенков ржавчины до очень тёмных, почти чёрных): используются для затенения, застарелой ржавчины, замасливания, грязи и глины, вне зависимости от причин их появления. Также здорово подходят при создании пятен.

4. Зелёные цвета: для усиления яркости любых зелёных или жёлтых камуфляжей, от цвета хаки до светло-зелёного. Также хорошо подходит для мха и подобной растительности. Сфера применения ограничена, однако это очень мощный инструмент для военных моделей и бронетехники.

5. Красные краски - для выцветания/усиления эффекта от красной грунтовки, красного и коричневого камуфляжей, а также красных отметин - в целом, для любого усиления красного оттенка.

6. Синие краски: для выцветания/усиления эффекта танкового серого цвета (Panzergrau), вообще для любых работ с синей камуфляжной схемой, разметкой и т.п. Также можно использовать для подчёркивания зелёных схем, к примеру - камуфляжа или растительности.

7. Чёрная краска: используется редко. В основном - для затемнения теней, нанесения наиболее тёмных пятен масла, для выхлопной системы, усиления эффекта от оголённых металлических краёв, а ещё - для затемнения других цветов.

8. Серые краски: для притупления оттенков (чтобы сделать их более нейтральными), придания прохладного оттенка - здорово подходит для зимней покраски, а также для осветления некоторых более тёмных красок. Другая область применения - выцветание танкового серого цвета.

9. Светло-коричневые краски: очень полезны для земельных оттенков средней глубины, летней покраски. Часто смешиваются с другими цветами для создания особых почвенных оттенков.

Кисти и разбавитель

Теперь займёмся кисточками. В качестве кистей для наложения краски, я пользуюсь, в основном, круглой кистью №2 Round (к примеру, марки Loew Cornell 7020 №2 Ultra Round). Для меня модель №2 Round обладает лучшим наконечником уже в течение долгого времени. У неё оптимальная длина щетины для того, чтобы впитать в себя много краски, поэтому высыхает она не слишком быстро.

Если говорить о кистях для смешивания красок, то я пользуюсь двумя образцами разных типов. Первый - марки "¼ Filb Rake", другой - угловатый "¼ Angular" - числа в обоих случаях обозначают ширину ворса - четверть дюйма, или 6 мм. Обе можно использовать для качественного наноса подтёков, а два разных типа наконечников предоставляют возможность размешивать масло на поверхности самыми разными способами, включая горизонтальные и вертикальные взмахи. Также под рукой у меня всегда есть запасная чистая круглая кисточка "№2 Round" для более точного выравнивания краски по поверхности.

В качестве разбавителя я пользуюсь высококачественным скипидаром без запаха. Очень рекомендую использовать лишь качественный скипидар, отыскать который можно в магазинах для художников. Но, всё же, ещё лучшим выбором будет такой продукт, как скипидар без запаха "502 Abt." Производства фирмы Mig Productions, или же новый продукт от AK Interactive под тем же названием - "Odourless Turpentine". Для наших целей это лучшие продукты на рынке. Для этой техники я не рекомендую пользоваться эмалевым разбавителем, потому что с его помощью не достигнуть правильной консистенции для смешивания краски. Также он слишком силён для нашей задачи, а ещё - запах просто ужасен для частого использования.

Процесс нанесения

На самом деле, процедура описываемой техники довольно проста. Она подразумевает работу кисточкой для нанесения краски. Впитав в неё достаточное для работы количество масла, наносим (или даже размещаем) его кисточкой точно на ту область поверхности, над которой хотим поработать. После этого быстро размазываем краску по поверхности при помощи одной из специально предназначенных для этого кистей. Очень важно убедиться в том, что кисточка для распределения краски по поверхности почти сухая, с минимальным количеством разбавителя на ней. Для удаления излишков разбавителя я пользуюсь бумажной салфеткой, которая отлично впитывает в себя жидкость. В большинстве случаев, чем суше будет эта кисточка, тем лучше получится результат. Также постарайтесь чистить её как можно чаще - ещё одно важное условие. В то же время, я очень рекомендую сначала попрактиковаться в этой работе на ненужной детали, и лишь потом работать с настоящей моделью. Только так можно изучить принципы действия, а также нужное количество разбавителя. Процедуру затем следует повторять столько раз, и со столькими цветами, сколько нужно для достижения желаемого результата - т.е. без ограничений. Избитая поговорка "меньше - значит больше" отлично подходит и в данном случае. Небольшое количество разбавителя приведёт к более качественному результату.

Что касается поверхности: я стараюсь работать с матовой лакированной поверхностью покрашенной модели. После наложения на неё фильтров и смывок, я обычно распыляю на неё небольшой лаковый слой. Впрочем, результат распределения краски по поверхности больше зависит от качества начального слоя, чем от чего-то другого. Очень важно при покраске модели при помощи аэрографа создать качественную работу. Как правило, при создании своих моделей я не пользуюсь глянцевыми лаками, так как на гладкой и скользкой поверхности сложнее контролировать процедуру рендеринга масляной краски. Именно поэтому я предпочитаю матовую поверхность, которая значительно лучше держит масло. Также я не лакирую модель после окончательной обработки - в этом случае пропадут мириады мельчайших оттенков, которые придают модели столь реалистичный и проработанный вид.

Насчёт самих красок: некоторые из них использовать сложнее, чем другие - скажем, белую. Нанесение белой краски на более тёмный основной цвет поверхности может запросто испачкать её без возможности равномерно распределить масляную краску. Поэтому, если у вас возникают подобные проблемы, я советую предварительно увлажнить поверхность.

Примечание: как обычно, я очень советую вначале протестировать умения и отточить навыки на ненужной модели. Это вообще следует делать всегда при первом применении новой техники или продукта. Такой подход к работе сильно пригодится в дальнейшей работе над проектом.

Когда лучше всего проводить процедуру рендеринга масляной краски? Обычно я использую данную технику после покраски модели в основные цвета и камуфляж. Когда разметка уже нанесена, инструменты, шины и детали покрашены, нанесён фильтр и первичная смывка. Сразу после этого я начинаю использовать рендеринг масляной краски. После него я наношу пигменты - это уже совсем близко к концу наложения везаринговых эффектов. Когда пигменты нанесены, я снова возвращаюсь к рендерингу, чтобы гармонии и баланса в любой области машины было как можно больше. Основной принцип в том, что я наношу один слой за другим, в попытке придать модели как можно больше глубины. Впрочем, строгих правил о порядке очерёдности процедур не существует, также как и внятно определённых ограничивающих правил, когда следует начинать и заканчивать ту или иную процедуру.
 

Всё готово к работе: модель, масляные краски, кисточки и разбавитель. Я предпочитаю использовать различные кисточки для нанесения краски разных цветовых групп. Моя работа будет проходить, в основном, по левую часть башни. Фотографии пошагового нанесения краски на модельДля работы я выбрал башню модель танка Panther в зимней окраске (побелка). Для неё я использовал простую палитру на основе коричневых красок: основной задачей было показать правильную технику наложения краски. Плоские стенки башни предоставляют уникальную возможность для этого, так как нам не помешает такая детализация, как головки болтов и т.п. Также отмечу, что перед началом работы поверхность была абсолютно сухой.

Помимо всего прочего, нанесение фактуры (процедура нанесения краски кисточкой на поверхность) - весьма важная техника смешивания красок, которая позволят добиться таких эффектов, как рассеивание света. Впрочем, способы наложения зависят от конкретных желаемых эффектов и их расположения на поверхности. Следующие фотографии я отснял в строгой последовательности. Прошу обратить внимание на то, как именно я накладываю слои краски - один поверх другого (обычно начиная от светлых оттенков и заканчивая тёмными). Эта процедура нужна для того, чтобы как можно больше увеличить глубину тонов на данном участки поверхности.
 

1. Для начала я нанёс коричневый цвет средней интенсивности на передний верхний край корпуса башни.
 

2. Затем я распределил эту масляную краску вдоль и поперёк корпуса мягкими скользящими движениями. Начальный результат едва заметен.
 

3. Переходим к переднему стыку башни. Сюда я нанёс небольшое количество разбавленной краски коричневого цвета средней интенсивности, смешанной с ржавым оттенком.
 

4. Быстренько распределим эту краску движением сверху вниз - это создаст мягкий полутон подтекшей грязи и ржавчины.
 

5. Теперь нам понадобится всё тот же средний оттенок коричневой краски, который нанесём на верхний край, сосредоточившись, прежде всего, на месте скола краски.
 

6. Эту краску я распределяю по поверхности при помощи лёгких мазков вокруг сколотого края, а затем вниз - для имитации подтёков.
 

7. Немного средней коричневой краски на край командирской башенки, чтобы показать грязевые и ржавые оттенки.
 

8. Быстренько разровняв краску по поверхности для смягчения эффекта, сосредоточимся на более компактных областях.
 

9. Теперь вернёмся к верхней кромке башни. Накладываем кисточку лишь краем - задача в том, чтобы размазать краску по краю.
 

10. Сразу же распределяем краску с края по направлению вниз, стараясь сделать оттенок едва заметным.
 

11. И вновь я возвращаюсь к кромке, на этот раз - к её сколотым областям. Теперь я наношу тёмно-коричневую масляную краску. Столь много слоёв требуется для придания глубины этой области.
 

12. Теперь я распределяю краску по области так, чтобы придать ей мягкий, размытый вид. Обратите внимание, что кисточка в данном случае почти сухая. Если увлажнить её хоть немного, то масло растечётся по поверхности, а это совсем нежелательный эффект.
 

13. Обратите внимание на результаты размытия масла по верхнему краю. После этого я наношу более тёмную коричневую краску на область стыка.
 

14. На этих области также размыта масляная краска, сверху вниз. Для этого вида подтёков мне нравится использовать круглую кисть №2. Использование разных кисточке здорово помогает при создании разнообразных эффектов.
 

15. Переходим к заднему краю. Сюда я наношу среднюю коричневую краску.
 

16. Масло распределено по поверхности до степени едва заметного оттенка - то же самое уже было на втором изображении. Затемнение края еле заметно.
 

17. Переходим к внутренней зоне сколотой краски, где соединяются белая и жёлтая краски. Поверх побелки я наношу смесь оранжевой и красно-коричневой красок. Цель - углубить видимость жёлтого основания.
 

18. Масло на этой области я размазал снизу вверх. При этом я старался не слишком задевать побелку.
 

19. Добавим чуть больше той же краски, смешанной на кисточке с разбавителем. Разбавитель нужен для едва заметного оттенка.
 

20. Эту смесь я распределил по поверхности лёгкими касательными движениями кисточки - и вновь задача в том, чтобы краска была едва заметной.
 

21. Очередной слой этой же краски я накладываю на верхнюю часть стенки башни. Затем я наношу на побеленную поверхность масляные точки. Они слегка разбавлены, однако кисточка не должна быть влажной, иначе эффект точек потеряется.
 

22. Теперь аккуратно распределим эти точки по поверхности нежными касательными движениями. Я НЕ провожу кисточкой сверху донизу - нам нужен эффект размытости.
 

23. На этом этапе я перехожу ближе к переднему краю, на который наношу больше точек. Они чуть темнее, чем раньше. Это небольшое изменение цвета едва заметно, но оно подчёркивает контраст между передней и задней частями.
 

24. Очередная порция лёгких касательных движений для размывки этих точек.
 

25. Когда работа с коричневыми оттенками завершена, пришло время поработать светло-серой и белой красками. Я наношу их поверх побелки.
 

26. Важнейшая процедура размытия масляной краски повторяется вновь. На этот раз мы размываем белые масляные точки.
 

27. Теперь пришла очередь чисто белой краски. На побелку наносятся несколько точек по верхнему краю. Они нужны для придания матовости и ещё одного слоя глубины.

28. Затем эти точки размазываются по поверхности максимально тонкой кисточкой, одновременно создаются подтёки.
 

29. Конечный результат техники рендеринга масляных точек на боку башни танка Panther. Вся процедура заняла ровно столько, сколько времени требовалось на наложение всех слоёв и наведение фотокамеры между слайдами.
 
В заключение

Надеюсь, данная вводная статья продемонстрировала общую идею, лежащую в основе моей новой техники рендеринга масляной краски. Я пользуюсь этим методом уже довольно давно, и с некоторых пор он стал неотъемлемой частью моих покрасочных работ, которая придаёт моим моделям уникальность. Использование масляных красок в масштабном моделизме - не новая концепция. Однако та степень их использования, которую я применяю в своей работе, и широкий спектр достижимых результатов позволяют сделать следующий вывод. В своих статьях я пользуюсь собственной терминологией, а потому некоторые моменты необходимо разъяснять максимально подробно. Иначе мои техники превращаются лишь в поток информации, а не в статьи-уроки. Уверен, что благодаря столь подробным объяснениям, данная статья способна предложить даже опытным моделистам немало полезного. Следует отметить, что данная техника не предназначена для быстрой обработки моделей. Как правило, её применение растягивается на несколько подходов. Следует заранее продумывать те цвета, которые моделист собирается нанести на первичный слой покраски. Как уже было отмечено, задача рендеринга масляной краски - усилить правдоподобность и жизненность каждой области модели, а потому в данном методе не существует верных или ошибочных путей.
 

 
Автор статьи: Майкл Ринальди (Michael Rinaldi)
Источник: Missing Lynks
Ссылка на источник: http://www.missing-lynx.com/articles/other/oilpaintrenderingmr_1.html
Перевод: Алексей Низамов

Комментарии (2)

Нет входа