Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Улучшаем вид модели - JagdPanther IV

От редакции BigScale: листая февральский (2011) номер журнала Military in Scale ("Военная техника в масштабе"), мы обнаружили интересную статью - практическое занятие по серьёзной переделке смоляной модели в масштабе 1:48. Это конверсионный комплект, в котором представлены детали для трансформации Panzer IV Ausf.J от фирмы Tamiya в самоходку Jagdpanzer L/70.

Автор, Лучано Родригез, обнаружил множество ошибок и несоответствий оригиналу. Некоторые из них потребовали серьёзной переделки, все этапы описаны в статье максимально подробно. Интересно, что Лучано обратился в фирму-производитель конверсионного набора - Gaso.Line из Франции. Изготовитель отреагировал достаточно оперативно, и воспользовался советами автора для выпуска обновлённого релиза.

В поисках нового объекта для постройки, я наткнулся на классный смоляной релиз от французской компании "Gaso.Line". Это набор-конверсия, посвящённый модели немецкой самоходки Jagdpanzer IV L/70. Комплект представляет собой конверсию релиза Panzer IV Ausf.J от фирмы Tamiya. САУ Pz.IV L/70, которые иначе назывались "Lang", всегда будоражили моё воображение. Потому-то я сразу понял: перед искушением собрать столь простую модель, такой ленивый любитель 48-го масштаба, как я, устоять не способен!

Многие моделисты считают, что нынешние модели бронетехники в масштабе 1:48 представляют собой одновременно и неплохой, и довольно простой уровень детализации, что предлагает возможность собирать интересные модели при сравнительно небольших трудозатратах. Но это мнение не совсем верно, как можно понять после прочтения этой статьи…

Общие беды всех смоляных конверсий Конверсионный набор от фирмы Gaso.Line представляет собой полностью собранную верхнюю часть корпуса и все остальные детали, необходимые для того, чтобы превратить САУ Pz.IV Ausf. J от Tamiya в самоходку Sd.Kfz 162/1. Этот число-буквенный индекс предназначен не столько для насилия над голосовым аппаратом человеческой особи, сколько для обозначения модификации самоходки Jagdpanzer IV/70(A) - варианта бронемашины, оснащённого 75-мм пушкой. Если вкратце, то это всего лишь серьёзно утяжелённая версия шасси Pz Kpfw IV, оснащённого неподвижной рубкой и орудием.

Среди новых деталей:

- алюминиевый ствол, соответствующий более длинному образцу 75-мм орудия L/70;
- задняя часть днища с выхлопной системой более нового образца;
- ходовые колёса, отлитые из более твёрдой стали. Носовая часть этой модификации самоходки Panzer IV/70 была ощутимо тяжелее шасси-донора, поэтому ходовая часть требовала значительного усиления.

Первые мои впечатления о комплекте от фирмы Gaso.Line были несколько обескураживающими. Ведь хотя смоляные детали были выполнены с очень чёткой деталировкой, меня не покидало чувство, что что-то было не так. Подробно изучив модель, я обнаружил несколько критично важных недостатков, которые было необходимо исправить для того, чтобы получить аутентично выглядящую модель.

Список проблем
 
1. Основа формы передней верхней части корпуса неверна. С одной стороны, покатый перед бронерубки заканчивается слишком рано - на уровне крыльев. А дальше наступает "эффект домино" - просчёт конструкции серьёзно и негативно влияет на некоторые другие детали. Модификация основывалась на использовании кожуха трансмиссии от оригинального танка Panzer IV, однако в серии САУ Jadgpanzer IV эта деталь была короче из-за расположения орудия.

2. Использование неправильного кожуха трансмиссии привело к удлинению носовой части по отношению к переднему краю шасси Panzer IV. Единственный способ исправить эту недоработку - самостоятельно сделать бронированную носовую панель. Панель, предложенная в наборе, и расположена неверно, и форма её столь же неверна.

3. Орудийная морда выглядит как-то неправильно. Не считая слишком маленького размера подвижной части, морда поставлена слишком высоко и не совпадает с орудийной стойкой. Стойка и сама расположена неправильно, не по центру, а правее. Эта ошибка приводит, в свою очередь, к излишне высокому положению пулемёта и водительского смотрового окна.

4. Помимо вышеперечисленного, некоторые мелкие детали попросту отсутствуют в комплекте. Они либо проигнорированы, либо пропущены. Необходимо добавить их самостоятельно после исправления более серьёзных ошибок. Впрочем, эта придирка не столь важна, как неправильные формы и габариты конструкции.

Буду называть всё своими именами. Должен заметить, что я очень разочарован найденными ошибками, особенно после долгого ожидания именно этой интересной модификации-конверсии. Моим первым порывом было обращение в фирму Gaso.Line насчёт изъянов в их продукте. К счастью, Оливье Сен-Ло (Olivier Saint-Lot), владелец компании, отреагировал очень позитивно. Он ответил, что в ближайшее время обязательно исправит свой конверсионный набор как можно тщательнее согласно замечаниям. В то же время, я понимал, что не могу больше ждать. Отсюда появился второй мой порыв - самостоятельно исправить все найденные недостатки и предложить Оливье детальный отчёт о проделанной работе над ошибками конструкторов Gaso.Line.

Сборка Исправления пластикового комплекта - всегда сложная задача. Но, к счастью, исправление отдельных пластиковых деталей допускает возможность ошибок! А исправление смоляного набора - несколько иная процедура. Необходимо всё делать крайне аккуратно, иначе любая работа удваивается. Во время обработки смолы можно легко повредить её структуру, которую исправить очень сложно. Конечно, решение переработать смоляные детали - не самое простое, но другого выбора у меня просто не было, ведь эта модель завладела моими мыслями. Да и в любом случае - настоящий моделист всегда должен иметь под рукой лезвие-пилу, не так ли? Так почему же не испытать её в деле?

"Хирургическое вмешательство" началось с обрезки неправильного кожуха трансмиссии при помощи бритвы и новеньких, острейших лезвий. Эта операция потребовала максимально аккуратных движений: я не хотел ни в коем случае повредить передние крылья. Затем я срезал резцом всю конструкцию орудийного крепления, смотровое отверстие водителя и бронированный пулемётный порт. Эти детали повредились в процессе, поэтому список необходимых элементов конструкции пополнился ещё двумя позициями.

Когда основной процесс разрушения был завершён, для корректировки поверхностей понадобилась зачистка и шлифовка некоторых срезанных краёв. К счастью, смоляные детали производства Gaso.Line отличаются очень высоким качеством - почти как пластик. Эти детали достаточно твёрдые для шлифования твёрдой рукой. Значительно облегчит работу набор качественных напильников.

Переделка модели началась с небольшого приращения передней наклонной брони под уровень крыльев. Именно этот недостаток стал причиной многих других ошибок смоляного набора. Следующая задача - создание нового кожуха трансмиссии на основе детали из комплекта
Tamiya. Оригинальную деталь я разрезал в продольном направлении на две части, чтобы избавиться от одного лишнего миллиметра по высоте. Затем половинки были вновь склеены. Панель, получившаяся в результате, получилась несколько короче, чем у оригинального танка Panzer IV. Крышки трансмиссии достаточно короткие для того, чтобы походить на модификацию "Ягдпанцеров IV". Благодаря великолепному качеству стирола фирмы Tamiya, небольшое ошкуривание полностью удалило след от соединения на поверхности кожуха.
 

Новая передняя оконечность машины сделана из листового стирола на основе различных фотоисточников - см. фото 1 и 2. Носовая часть довольно проста, но отыскать верный угол атаки для неё не так уж легко и требует времени. Ситуация усложняется ещё и тем, что эти панели должны совпадать с передней частью шасси. Однородная текстура этих бронепанелей была аккуратно вырезана при помощи моделистского ножа. На верхние края я добавил новые кольца. Другое добавление - десяток притопленных в корпус заклёпок на крупной крышке трансмиссии.

Следующий этап - переустановка шаровой опоры. Изначально опора размещалась в неправильном месте, а ещё располагалась под неверным углом. Плоская поверхность этой детали не совпадала с крышей бронерубки по уровню. Толстая панель-основание вырезано из стирола, я поместил его на переднюю панель. Затем к оригинальной шаровой опоре я добавил подпорки-клинья из стирола, чтобы нивелировать отлогость элемента и выровнять его по уровню крыши. Убедившись в том, что шаровая опора размещена правильно, я заполнил шов между стироловым основанием эпоксидной шпаклёвкой, которая ещё и позволила нанести на неё соответствующую текстуру. Чтобы закончить работу над этой областью, я приклеил небольшое покрытие к верхней части шаровой опоры. В соответствующих местах я просверлил "заклёпки".
 

Использовав эпоксидную шпатлёвку, поверх оригинальной смоляной орудийной завесы, я соорудил полностью новую деталь. Округлые формы завесы сложно смоделировать качественно, поэтому её создание заняло некоторое время, пока не появилось ощущение правильности. Также пришлось поработать и над утончением краёв в её задней части, чтобы эта деталь полно прилегала к шаровой опоре. Но к обработке орудийной завесы я ещё вернусь: невозможно сделать её за один подход, так как металлический ствол орудия также требует некоторой переделки из-за своей избыточной толщины.

Хотя металлический ствол из комплекта Gaso.Line отлит хорошо, но, похоже, он излишне толстый для модели 75-мм орудия L/70 - выглядит он, так, будто калибр заметно выше. Для уменьшения толщины ствола, я закрепил его на электродрели и отшлифовал поверхность. Этот способ довольно затратный по времени, зато результат получается хорошим. Металлический ствол можно шлифовать вплоть до получения желаемой толщины стенок. И, наконец, после этого нужно закончить обработку орудийной морды в соответствии с уменьшенным диаметром ствола. Окончательная длина ствола подбирается после его закрепления на орудийной морде.

После основной работы над ошибками, пришло время заняться мелочами. Передняя часть дополнена полностью новым транспортировочным замком для орудия, который собран из мелких стироловых кусочков. Новая крышка пулемётного порта выполнена из эпоксидки, а новый смотровой люк водителя также сделан из стирола - см. фото 2.

С крыши бронерубки я полностью удалил оружие ближнего боя. Командирский люк был также сделал заново из стиролового листа (см. фото 3).
 

На двигательной палубе изменения таковы: все инструменты взяты из комплекта Tamiya, расположены в обычных для этой САУ местах, и закреплены полосками из стиролового стержня см. фото 4 и 5. Все ручки для захвата, кольца подъёма крыши и скобы для запасных колёс заменены на тонкую медную проволоку.

Боковые "юбки" также выполнены из смолы (кстати, продаются они отдельно). Хотя они толстоваты, они отлично вписываются в общий вид. Основная проблема, связанная с ними, в том, что "юбки" предназначаются для монтажа на скобы танков Panzer IV, в результате их расположение по отношению к поверхности земли не совсем верное - "юбки" заметно более высокие, чем нужно, после их монтажа на модели. Для решения этой проблемы я сделал новые скобы для "юбок", опустив их чуть ниже по корпусу - см. фото 6, 7,8 и 9.
 

Наконец, необходимо упомянуть о том, что, хотя модель верхней части корпуса от Gaso.Line содержит множество характерных особенностей поздней модификации самоходки, её необходимо монтировать на нижнюю часть корпуса производства Tamiya. А эта деталь базируется на четырёх возвратных роликах вместо трёх положенных - это количество соответствует более поздней модели САУ Jagdpanzer IV. К своему стыду, должен признать, что не стал изменять этот недостаток: ведь, в основном, вся ходовая часть и возвратные ролики полностью скрыты за "юбками".

Должен признаться, что я принадлежу к той породе моделистов, которые не жалеют ни времени, ни усилий, но исключительно для тех мелочей, которые действительно стоят такого внимания. А когда подобные детали даже не видны на готовой модели, то овчинка не стоит выделки.

Покраска и везаринговые эффекты Подустал я немного от покраски своих моделей немецких танков в тёмно-жёлтые цвета. А потому сегодняшний Jagdpanzer стал отличной возможностью изменить привычный ход вещей: я решил выкрасить его в камуфляж поздневоенного периода с более тёмными оттенками.
 

Следуя золотому правилу начинать работу с более светлых оттенков, я распылил аэрографом тёмно-жёлтую краску по всей поверхности машины, за исключением нижней части корпуса и ходовых колёс - они получили грунтовку цвета коричневой земли. Для усиления интересного вида тёмно-жёлтой краски, я нанёс "псевдоцветомодуляцию", распылив более светлый оттенок на верхней части и краях, а более тёмный - на нижних частях. Контраст стал более заметным.

Фото B
 

Затем модель получила красно-коричневые камуфляжные полосы (я вновь использовал аэрограф). Нанося подобные камуфляжные разметки, лучше продвигаться мелкими шагами, оставляя свободное пространство для остающихся цветов.

Фото C
 

Схему завершают пятна цвета хаки, нанесённые поверх общего тёмно-жёлтого цвета. Очень важно постоянно смотреть на промежуточные результаты, чтобы добиться идеального вида. Излишнюю яркость камуфляжа можно будет в дальнейшем "погасить" в процессе наложения эффектов.

Фото D
 

Рекомендуется покрыть базовую краску глянцевым или матовым слоем, чтобы облегчить последующие этапы окраски. И не стоит переживать о нереальности блестящего покрытия - оно в значительной степени оттенится во время покраски. Настало время наложить декали (в данном случае, они ограничены лишь простыми номерами). Благодаря глянцевому покрытию базового слоя и использованию специальных жидкостей, декали сели правильно, без образования серебрения. После декалей, я слегка прошёлся по базовому слою немецким серым и земельно-коричневым цветами для обеспечения эффекта затемнения.

Фото E

Вдоль притопленных вглубь корпуса линий и поверх всех приподнятых деталей я нанёс точечную смывку, чтобы добавить глубину и визуальное отличие даже мелким деталям. Смывку следует готовить на основе любимых красок (масляных или эмалевых). Пусть смывка беспрепятственно растечётся по лаковой поверхности и подсохнет некоторое время. Лишь после этого следует переходить к ретушированию и зачистке излишков. Таким образом, основной цвет останется не затемнённым. Уже после этого я перешёл к покраске других деталей и объектов на поверхности.

Фото F
 

Нанесение эффектов начинается с имитации износа нашей модели. Мелкие сколы и крохотные пятна имитировались при помощи тончайшей кисточки и смеси "Светлый песок" (Light Sand) и "Тёмный шоколад" (Dark Chocolate). И в этом случае для правильного завершения процедуры потребуется некоторое время. Для качественного вида нужно накладывать эффекты на отдельных поверхностях друг на друга. Самое важное - следить за соответствием эффектов масштабу. Эффекты нужны исключительно в достоверных местах - там, где они будут выглядеть естественно. Не следует перебарщивать с этим занятием!

Фото G
 

Для имитации неглубоких царапин на модели особенно полезны карандаши на водной основе. Бронетехника, состоящая из плоских и наклонных поверхностей (а самоходки "Lang" - яркий пример таких моделей), царапины выглядят максимально естественно. Они добавляют модели симпатичный вид. Хотя карандаши на водной основе могут придавать царапинам излишне яркие оттенки, позже их можно оттенить с помощью мягкой кисточки, увлажнённой в разбавителе.

Фото H
 

Следующий этап везаринга - имитация пыли на нашей модели. Я всегда удивлялся, сколь недооценивается многими моделистами имитации пыли, ведь это один из наиболее универсальных "погодных" эффектов - запылению подвергается практически всё. Существует множество методов нанесения пыли на модель, но лично я остановился на эмалях. Эмали позволяют добавлять пыль без нажатия и грубого корректирования (при удалении излишков, например). Наложение эмалей можно повторять сколь угодно много раз, покуда не будет достигнут результат.

Фото I
 

Тёмные подтёки имитируются на поверхности при помощи плоской кисточки в направлении сверху вниз на вертикальных поверхностях, или лёгкими движениями на горизонтальных плитах. Подтёки хорошо выглядят, если наносить их в оттенках разной плотности. По бокам корпуса хорошо смотрятся тонкие подтёки. Лёгкая пыль лежит, в основном, на горизонтальных плоскостях. Подтёки на неё добавляют визуальный эффект контрастности между более высокими и более низкими областями.

Заключительный этап везаринга - добавление металлического блеска (используется обыкновенный карандаш), которым проводят по поверхностям с обнажённым металлом.
Процедура покраски в фотографиях

Фигурка!
 

К этому моменту для меня стало очевидным, что добавление к модели фигурки танкиста станет необходимым заключительным штрихом работы. Фигурки добавляют модели жизненность и придают проекту чувство масштаба. К сожалению, одна из самых частых проблем моделей в масштабе 1:48 - дефицит качественных фигурок. Чтож, будем беречь энтузиазм в каком-нибудь следующем проекте, а для этой модели я хочу сделать всё, на что способен.
 

В данном случае я объединил туловище фигурки танкиста от фирмы Verlinden с головой бойца из коллекции запасных частей, а покрасил солдата при помощи акриловых красок Vallejo.
 

Декоративная подставка
 

По-моему, самое лучшее, что мы можем сотворить с уже готовыми моделями - разместить их на декоративной подставке, которая лишь подчеркнёт нашу работу и покажет наблюдателю, как бронетехника выглядела в полевых условиях. Что касается меня, я обычно готовлю несколько скетчей, чтобы затем подобрать правильное расположение каждой своей модели. После этого я сглаживаю все возможные препятствия.
 

На деревянном квадратном основании я нарастил "ступеньку" при помощи листа стирола, на котором в дальнейшем расположится основание для сцены. Функция такого периметра - примерить размер модели на виньетке, чтобы исключить непросматриваемые и пустые места на композиции. Другая функция - приподнять сцену над основанием для создания приятной на глаз композиции.


Стироловый периметр был заполнен несколькими слоями тонкой пробки - легковесный, достаточно прочный материал для того, чтобы позже стать твёрдым основанием для земли. Пробковый слой покрыт штукатуркой. Пока штукатурка была ещё влажной, я добавил тонкий слой клея ПВА, а затем посыпал поверхность песком и камнями с мелкой фракцией. Когда поверхность высохла, в некоторых её местах я добавил статичную "траву" вместе с небольшими кустами из пены - получилось именно то, что нужно для данного масштаба. Более высокие области "травы", вырезанной из старой кисти, я покрыл листвой. Теперь основание подготовлено к покраске.

Для начала я выкрасил деревянные части и покрыл их маскировочной плёнкой для защиты. Земля выкрашена в тёплые тона. Смесь тёмных и более светлых взмахов кистью придают ощущение движения. Растения выкрашены в два оттенка зелёного цвета для добавления глубины. Камни - в серый цвет средней интенсивности. Кстати, поверхность дороги обработана земельно-коричневым цветом. Деревья позаимствованы из комплекта для сборки железнодорожной модели, но также капитально переработаны. С ними было сложно справиться, но, думаю, в данном масштабе они выглядят естественно.

Заключение
 

Сборка и переделка модели превратилась в весьма нетипичную задачу для такого ленивого моделиста, как я, который предпочитает сборку прямо из коробки. Если помните, в начале статьи я рассказывал, что первый релиз рассмотренной конверсии был некачественным. Это заставило меня изучить предмет сборки глубже, чтобы исправить как можно больше недостатков. Переработка смоляного комплекта - не самая простая задача, особенно когда нужно обрабатывать его лезвием. Но, в конце концов, самоходка Pz.IV/70 выглядит замечательно, пусть даже её можно было улучшить ещё больше.

К счастью, Оливье (владелец фирмы Gaso.Line) отреагировал весьма оперативно. Он принял во внимание все мои замечания и выпустил обновлённый релиз. Соответственно, больше никто не должен столкнуться с проблемами исправления комплекта - очень здорово чувствовать себя полезным для других моделистов!
 
 
 
Автор статьи: Неизвестен
Источник: Неизвестен
Перевод: Команда BigScale.ru
Опубликовано в Билды Декабрь 26 at 07:48

Комментарии (0)

Нет входа