Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Техника цветомодуляции: покраска самоходной установки Ferdinand

От команды BigScale: предлагаем вашему вниманию очередной урок покраски бронетехники. На этот раз Майк Ринальди на страницах сайта Missing Lynx рассказал о том, как использовать в моделировании технику цветовой модуляции (или попросту цветомодуляции, ЦМ). На основе видеоурока от Адама Уайлдера, Майк написал пошаговый обзор, в котором он применяет полученные навыки на самоходке Ferdinand.

 

Вступление
Спорт. Все мы принимали в нём участие в том или ином качестве, пусть даже лишь болельщиками. Один из общих факторов успеха в любом виде спорта - навык, практика. "Практика рождает мастерство!", - повторял мне тренер. Кто из нас не слышал этих слов? Уверен, все слышали. Сегодня мой "спорт" - наше хобби, а покраска для меня всегда была самой любимой "дисциплиной".
Кроме того, в последние годы покраска получила высший приоритет. Я всегда с удовольствием смакую каждую возможность испробовать новую технику и продукты, как только подвернётся такая возможность. Оглядываясь назад, сразу вспоминаю, когда впервые открыл для себя сайт Missing Lynks, вернувшись недавно к моделизму бронетехники. Просмотр множества местных галерей однозначно стал толчком для моих экспериментов. С тех пор я прилагаю максимум усилий для оттачивания мастерства и выведения своих работ на новые высоты. Для этого необходимо много внимания обращать на новые идеи и методы. Недавно я отыскал один из таких новых методов, поэтому выбора не оставалось: только окунуться в эту технику покраски и посмотреть, что получится, и стоит ли овчинка выделки.

Техника, изобретённая моим другом Адамом Уайлдером (Adam Wilder), называется "Цветовая модуляция". Она представляет собой новый способ закончить модель при помощи различных окрасочных процедур, что в итоге даёт невероятно уникальный результат. Компания Mig Productions уже выпустила DVD с уроком техники цветовой модуляции (ЦМ) Адама, и я сразу же приобрёл копию. Разумеется, как только она попала мне в руки, я просмотрел диск несколько раз для того, чтобы полностью прочувствовать, чему учит Адам. Вдохновлённый мастер-классом, я был готов начать свой собственный проект, однако слова тренера "практика, практика и ещё раз практика" не выходили из моей головы. Что ж, до серьёзной покраски модели из коробки лучше остановиться и запланировать тест-проект с целью набраться опыта техники цветомодуляции.

Перед вами история этого тест-проекта. Во время покрасочных процедур я публиковал промежуточные результаты на форуме Mig Productions, которые получили у участников одобрение, а теперь решил собрать воедино эти записи. Думаю, что это честно. Данная статья представляет то, чему учит и на что вдохновляет владелец форума, Мигель. Многих из нас он вдохновил на собственные работы, на повышение уровня и навыков в покраске моделей.

 
Подготовка
Для запланированного проекта нам понадобится "подопытный кролик". К счастью, у меня на полке пылится наполовину законченный истребитель танков Ferdinand от Dragon, выполненный в масштабе 1:35. Купленный несколько лет назад уже в собранном виде через аукцион eBay, он получил новые пластиковые детали и гусеничные траки от фирмы Friulmodel, но обладал и некоторыми недостатками - таким образом, он и стал идеальным выбором для эксперимента. Крупная плоская структура поверхности этой модели отлично подходит нашим задачам, так как я планирую следовать шагам Адама, описанным DVD-уроке - там он окрашивает другой истребитель танков, Jagdtiger, со схожими размерами. Эту модель я приобрёл с целью перекрасить её, но продвинулся только до нанесения нового основания и наклеек, как показано на фото:
 

Обладая подготовленной моделью, я собрал различные краски и другие продукты, которые пригодятся в новой работе. Основная цель - обучение, поэтому будем использовать те же самые краски от Tamiya, с которыми работал Адам со своим "Ягдтигром", за одним небольшим исключением. До нанесения нового основания, я не стал затенять модель чёрным глянцем. Позже я пожалел о своём выборе, потому что чёрные тени создают в конце больше контраста, но обладать этим знанием полезно в любом случае.

После просмотра уроков на DVD несколько раз, я начал понимать принципы техники, о которой рассказывает Адам. Предлагаю ознакомиться с ними до того, как я начну описывать свой проект. Суть цветовой модуляции - искусственно улучшить вид модели, что позволит увидеть больше, чем есть на самом деле. В этом нет ничего нового: моделисты, занимающиеся фигурками, и 2D-художники используют эту технику уже многие годы. Некогда популярные техники обработки моделей фирмы Verlinden при помощи сухой покраски, и даже нынешние способы предварительного затенения вертятся вокруг этой же самой идеи. Однако ещё никто даже не пытался полностью реализовать возможности трёхмерного окрашивания военной техники в обычных масштабах. Основные процессы и техники, на которых базируется данная процедура - увеличить 3D-эффект и детали модели, играя с балансом тёмного и белого, теней и наиболее ярких участков и т.д. Это делается, в основном, при помощи аэрографа, которым наносятся градации цветов, чтобы придать модели больше глубины. Затем при помощи кисточек небольшие детали корпуса окрашиваются в противоположный цвет с целью усилить их видимость на поверхности. Для ещё большего углубления в основы предлагаемой техники, отмечу, что вся теория цветомодуляции основывается на использовании единственного источника света. Уровень проработки данной идеи на самом деле гибок - можно углубиться в процесс, а можно использовать лишь базовую покраску - в этом одна из прелестей цветомодуляции. Для своей модели самоходки Ferdinand, я решил использовать все калибры предлагаемых технологий, растянув процесс окраски на множество этапов.

Итак, давайте посмотрим, во что можно превратить эти теоретические выкладки…

 
Этапы обработки модели аэрографом
Забегая вперёд, хочу предупредить: готовьтесь к долгой аэрографии. Для достижения надлежащей градации поверхности, цветомодуляция требует нанесения трёх основных слоёв краски (светлый, средний и тёмный). Каждый из этих этапов делится на подуровни, так как каждый последующий слой необходимо осветлять. В нашем примере я собираюсь использовать четыре этапа нанесения аэрографии для получения базового цвета. Но для начала необходимо выбрать источник, от которого исходят осветлённые зоны. Я решил упростить эту процедуру, назначив "исходником" осветления центральную верхнюю поверхность спереди машины. Также будем прорабатывать осветление по направлению вниз по уклону верхнего корпуса.
 

Этап 1
 

По своей сути, данной модели на роду написано иметь основной тёмно-жёлтый цвет, что вполне подходит нашим целям - следовать шагам Адама и его "Ягдтигра". Поэтому первый слой, который мы накладываем - красно-коричневая краска Tamiya XF-64 с небольшим добавлением тёмно-жёлтой XF-60. Кстати, я разбавляю акриловые краски фирмы Tamiya лаковым разбавителем в простой пропорции - 50 на 50. Сначала я распыляю краску на наиболее тёмные уголки модели, постепенно добираясь до более светлых верных поверхностей. Сразу после этого уже можно заметить целенаправленную форму распыления: от более тёмного нижнего правого края к более светлой верхней области слева. По тому же шаблону я буду осуществлять все последующие этапы нанесения краски, сохраняя непрерывность источника осветления.
 

Этап 2
 

Последующие повторы распыления продолжаются с использованием краски XF-60 в качестве базы для градации степени окраски, потому что это тёмно-жёлтое покрытие. С каждым вновь нанесённым слоем я буду постепенно осветлять поверхность модели. Процесс цветомодуляции продолжается, поэтому второй слой основан на неразбавленной краске XF-60: это средний слой основного цвета. Отмечу, что на более тёмные нижние слои наносится меньше краски, так как слои постепенно смешиваются друг с другом, как видно на верхней фотографии.

 
Этап 3
 

Для третьего этапа я добавил жёлтовато-коричневую "палубную" краску XF-55. Делать это следует очень аккуратно, следуя заранее намеченной градации осветления. Контраст между светлым и тёмным на данном этапе становится более явным.

 
Этап 4
 

Заключительный этап аэрографии требует ещё одного осветления, с добавлением в смесь белой краски X-2. Краска разбавлена в соотношении 60 на 40 для менее заметного перехода. Этот этап подразумевает распыление только верхней половины модели; нижние зоны остаются без изменений, их не следует осветлять далее.
 

Фотография сверху отображает модель после завершения первичных этапов аэрографии. Весь процесс занял около 3 часов, да и то с отвлечением на прочистку аэрографа время от времени. Отмечу также, что добавление белой краски X-2 усиливает полуглянцевый отлив покрытия, который объединён с основным цветом для облегчения дальнейшего нанесения смывок и масляных красок.
 

Модуляция деталей
Следующих этап - покраска в светло-жёлтый и более тёмный цвет таких мелких деталей, как люки, крышки, вентиляционные отверстия, решётки и т.д. с целью выставить эти детали напоказ - смысл в том, чтобы сделать их более заметными при просмотре. Контраст между цветами этих деталей и основным цветом должен соответствовать друг другу в разумных пределах.
 

На данном этапе я использую акриловые краски фирмы Lifecolor благодаря их исключительным качествам при нанесении кистью. Для работы я сделал несколько смесей на основе красок "светлый камень" (Light Stone), "итальянский песок" (Italian Sand), и жёлтой, а затем нанёс их кисточкой на множество поверхностей мелких деталей. При этом наиболее светлые цвета я наношу на верхние передние области, и увеличиваю интенсивность тёмных оттенков по направлению к задней части модели. Также на данном этапе производится покраска ствола пушки, защитной завесы и места для размещения при движении. Впрочем, это субъективный выбор, который направлен на обеспечение градации жёлтых оттенков.

Этот этап представляет собой вторую главную процедуру цветомодуляции. После нанесения аэрографом градаций основного цвета, оставшаяся часть покраски наносится этим методом. На всех этапах моего проекта, я всегда помню об уже достигнутом контрасте. Именно контраст заставляет работать технику цветомодуляции. Чуть меньше контраста, чем нужно - и все погодные эффекты сведут наши усилия на нет. Это ещё одна причина, по которой я решил для начала попрактиковаться на этой модели - чтобы получить чувство правильного баланса между светлыми и тёмными областями, а также вокруг деталей на поверхности.

 
Доводка деталей при помощи масляных красок
Когда цветовая модуляция только появилась на горизонте, многие моделисты решили попробовать эту технологию для покраски собственных моделей. Перед продолжением обзора, отмечу, что большинство коллег пропустили важный шаг. В уроках на DVDАдам объясняет процедуру нанесения масляных красок на светлые и тёмные области для добавления ещё одного уровня градации и разделения поверхности.
 

Для масляных красок я подготовил картонную палитру. Картон используется для впитывания масляной составляющей, чтобы смесь красок немного подсохла и стала более матовой. Для более светлых зон я использовал смесь жёлтой и коричневой масляных красок, и нанёс её напрямую на те области, которые я хотел подчеркнуть - например, на верхние края корпуса.
 

Я смешал их при помощи чистой кисточки и добавил чуток разбавителя. Не стоит злоупотреблять им, иначе смесь превратится в смывку, а ведь наша цель - создание ещё одного смешанного слоя красок для обеспечения дополнительного контраста и глубины окраски.
 

Тени и более тёмные области должны получить такую же обработку при помощи цветов "промышленный земляной" (Industrial Earth) и "коричневая тень" (Shadow Brown). И вновь я наношу каждую краску на поверхность модели напрямую.
 

Масла я смешиваю тем же образом, что и светлые краски. Также на данном этапе я начал добавлять в углубления тёмные тени для придания рельефа соединениям и сварным швам на всей поверхности модели. Смешивание масляных красок - довольно сложная, но, в то же время, абсолютно необходимая процедура. Она добавляет в покраску гораздо больший контраст. После этого этапа очень важно дать маслам полностью высохнуть в течение нескольких дней.
 

Перед вами результат этапа покраски. Масла высохли полностью, а модуляция схватилась. Модель значительно изменилась по сравнению с первой фотографией в самом начале статьи.

 
Прозрачный глянец и жёлтый оттенок
Из-за использования в основании как тёмно-жёлтого, так и красно-коричневого цветов, получившийся цветDunkelgelb (тёмно-желтый) не полностью соответствует верному оттенку. Это легко исправить распылением над моделью тончайшего слоя прозрачно-жёлтой краскиX-24.

В результате восстановится правильный жёлтый оттенок основного цвета. Для создания гладкой глянцевой лакировки, я продолжаю процедуру нанесением тонкого слоя прозрачной краски X-22. Этот этап - подготовка поверхности перед применением смывок и постепенного удаления масляных красок на следующем этапе.

 
Имитация сколов
Эта процедура всегда весьма субъективна, но, так как я во всём следовал уроку Адама на DVD, нужно продолжить последовательность его действий. А он убеждён, что имитация сколов необходима для усиления разделения поверхностей. Поэтому я уверен, что использование данного этапа необходимо для полного понимания описываемой техники.

 
 
Этап 1: осветление цвета
 

На данном этапе я использовал небольшую губку со светлой краской "LC Israeli Sandgrey61-73". Я нанёс сколы на все острые края и любую деталь, которая могла бы иметь сколотые поверхности. Для хаотичности я предпочитаю использовать губку. Мне нравятся формы, которые она создаёт, но это лишь дело личных предпочтений. Не хуже подойдёт новая круглая кисточка с острым круглым наконечником.

 
 
Этап 2: стальной цвет
 

Закончив работу губкой, я переключился на новую кисточку с круглым острым наконечником и использовал тёмно-коричневый цвет для окраски середины каждого скола для того, чтобы сымитировать открытую металлическую поверхность. Если есть желание, то можно воспользоваться красным цветом грунтовки.
 

Перед вами результат процедуры нанесения сколов. Отмечу, что модуляция уже начала слегка пропадать, но разделение на отдельные компоненты ясно заметно. Это соответствует плану, так как этапы нанесения погодных эффектов добавляют в работу гармонии.

 
Смывки
Для создания фальшивых теней вокруг мелких деталей, я использую контактную смывку. При чрезмерном применении смывки, она смешивается с окружающей поверхностью, как только высыхает.
 

Эти усилия делаются с целью нанести подтёки дождя и грязи. Замечу, что глянцевый отлив уже начинает рассеиваться под воздействием смывок. Для полной работы со всей поверхностью такой крупной модели, как эта, может потребоваться некоторое время. Чтобы вновь усилить эффект цветомодуляции, я использовал более тёмную смывку на нижних областях, согласно инструкциям на DVD.

 
Лёгкий слой лака для волос
Для того, чтобы не следовать слепо инструкциям Адама, я решил попробовать доработать некоторые детали, не затронутые цветовой модуляцией, а именно правую связку ходовых колёс и замок для транспортировки ствола.

До этого оба элемента были покрыты красной грунтовкой, но меня не покидало чувство, что они не соответствуют окраске остальной модели. Поэтому я нанёс на них лёгкий слой лака для волос, а затем распылил аэрографом краску XF-60, после чего поработал над имитацией сколов.

 
Загрязняем модель
На данном этапе на нижнюю часть шасси можно добавить немного пигментов. К счастью, к этому моменту фирмаMig Productions выпустила два новых продукта: "смесь для создания масляных пятен" (Oil and Grease StainMixture) и "жидкость для создания глины и сырости" (Wet Effects and Damp Earth Mixture), которые я сразу же и приобрёл.


Как только покупки доставили мне, я применил их согласно инструкциям на пузырьках. Ничего сложного, для нанесения понадобилась лишь обычная кисточка. Ещё важнее то, что результаты соответствовали моим ожиданиям. Мне особенно понравился более тёмный, влажный вид пигментации, видимый в верхних углах нижней части корпуса, который получился в результате использования двух новых продуктов.

 
Добавим камуфляж?
Большая часть процедуры цветомодуляции уже позади. Теперь мы работаем со стандартными техниками имитации погодных эффектов; единственное отличие в том, что для соответствия намеченному контрасту, мы используем более тёмные оттенки ниже. Но опять часть меня захотела чего-то большего. Я задался вопросом - а как будет выглядеть модель с нанесённым на неё камуфляжем? Так как мы занимаемся покраской тестовой модели, нет лучшего ответа, чем постараться выяснить это на практике.


Подпись на фотографии: зелёный камуфляж состоит из одинаковых долей красок Tamiya XF-67/65/5/76, разбавленных на 70%, и распылённых под давлением 10 psi.

Я решил применить к модели обычный "паутинный" камуфляж, использовавшийся 654-м батальоном. Кстати, цифры 531 нанесены неверно, и это исключительно моя вина: прошу простить историческую неточность в данном случае. Зелёную смесь я наносил поэтапно: сначала очень тонкий слой, затем - менее прозрачный зелёный цвет, особенно в нижней части по бокам.
 

Это несколько отходит от инструкции по технике цветовой модуляции, потому что вместо осветления цветов я работал с матовыми оттенками.
 
 
Заключительные детали и идеи
Отсюда начинаются такие шаги, как монтаж гусениц и окончательное напыление пигментации. Ещё я добавил подтёки топлива и масла, пятна ржавчины и темные смывки.

В целом, рассмотренная пошаговая процедура полностью отображает невероятную трансформацию покраски модели от простейшего тёмно-жёлтого покрытия до гораздо более интересного конечного результата. В течение работы и написания статьи я отлично провёл время и изучил много нового, что и было главной целью. Кроме того, я собственными глазами увидел мельчайшие изменения, которые проявлялись между каждым этапом, и как они влияли на другие области создания контраста. Вся техника цветомодуляции достаточно сложна, а такие этапы, как нанесение масляных красок, занимают много времени - как сама покраска, так и просушка. Я бы сказал, что если бы продолжал красить модель в том же стиле, что на первой фотографии, то результат не был бы и вполовину столь же симпатичным и интересным, как при использовании техники цветовой модуляции.

Мой вывод - определённо, техника цветомодуляции стоит того, чтобы изучить её и использовать в будущих проектах. Как я уже говорил, её применение даёт немало свободы в выборе градации по вашему вкусу. Процедура гибка по своей сущности, и способна стать мощнейшим инструментом среди других стилей из репертуара любого моделиста.
 

Для обучения проекту, я очень рекомендую приобрести урок Адама Уайлдера на DVD, пусть даже этот обзор не затрагивает его непосредственно. Но возможность заранее посмотреть, к чему приведёт тот или иной шаг покраски, будет весьма полезно. Думаю, что именно так и следует обучаться технике цветовой модуляции.

Хочу выразить огромную благодарность Адаму за его отличный урок новой техники покраски. Я всегда с огромным уважением отношусь к тем, кто не останавливается на достигнутом, а постоянно изучают что-то новое, уникальное. Среди других процедур окраски, цветовая модуляция занимает важную ступень на пути к совершенству. Также благодарю Бретта Грина за то, что разместил данную статью на своём сайте Missing Lynx, хотя единственной целью обзора было набраться столь необходимой и желанной практики.
 
 
Автор статьи: Michael Rinaldi
Источник: Missing Lynx
Перевод: Команда BigScale
Опубликовано в Цветовая модуляция Декабрь 11 at 05:30

Комментарии (0)

Нет входа