Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Воронение латуни. Реактив для чернения деталей из фототравления, латуни и меди

От команды BigScale: Сегодняшний обзор посвящён не просто очередной жидкости для нанесения эффектов. Это целый урок, рассказывающий о редком, но очень интересном реактиве, который будет полезен и любителям танков, и мореманам, и поклонникам авиатехники. Роберт Блоккер (Robert Blokker), известный под ником Faust уже несколько лет использует в своих проектах жидкость для воронения латуни. Процесс воронения по-другому называется анодированием, а иногда - просто чернением металла. Латунные детали становятся похожими на чёрный металл (когда нужно - на серый с отливом). Техника работы с этим химикатом предельно проста, но, тем не менее, Роберт любезно поделился с читателями парочкой неочевидных секретов, за что мы выражаем ему благодарность и просим писать ещё столь же интересные уроки.

Кстати, сам Робин начал заниматься моделированием с 7-8 лет, хотя потом на время забросил это дело. Он вернулся в ряди моделистов в 2002 году, и с тех пор его основные интересы лежат в области немецкой армии Второй Мировой войны, фигурок солдат, и всех связанных сфер.



Вступление
Хочу рассказать об одном инструменте, несколько лет назад попавшем мне в руки во время поиска другой вещи. Бороздя просторы Сети в поиске химикатов для воронения (чернения) гусеничных траков фирмы Fruil, я наткнулся на статью на форуме моделистов-кораблестроителей, название которого, к сожалению, не припомню. Статья была о воронении латунных пушек для галеонов, но сразу же привлекла моё внимание благодаря применению нескольких реактивов. Читая ту статью, я запомнил название продукта - "Жидкость для воронения латуни" (Brass Black) производства фирмы Birchwood Casey, которая занимается созданием и продажей различных химикатов для имитации металла. Такие химикаты часто используются оружейниками для придания металлу старинный вид. Жидкость для воронения латуни - именно такой реагент.

После небольшого поиска в интернете я нашёл голландский магазин, где продавалась эта жидкость. 16 евро за бутылочку ёмкостью 89 мл показалась огромной, но примерно это я и ожидал - такая жидкость расходуется не слишком часто, поэтому её должно хватить надолго (кстати, я нашёл ещё и предложение для жителей США, где тот же пузырёк чуть меньше 10 долларов, а на сайте компании Birchwood Casey он стоит 10,3 доллара).

Применение
Инструкции предупреждают о необходимости надевать перчатки перед работой с этим продуктом - несомненно, ценный совет, так как жидкость представляет собой разновидность кислоты, притом агрессивной - латунь вытравливается в течение 30 секунд. Поэтому надо иметь в виду, что это не самая дружелюбная из жидкостей. Впрочем, результаты, которых позволяет достичь эта синяя отрава, стоят того.

Проблема деталей из фототравления в том, что до покраски их всегда необходимо покрывать грунтовкой. Но если вы хотите показать оголённый металл, то после поиска по ссылкам обнаруживается, что некоторые детали реальных машин делались из латуни. Поэтому... нужно сначала покрывать их грунтовкой, затем окрашивать под цвет металла (или даже пройтись сверху карандашным графитом). Постоянно работая по этой схеме, я понимал, что всё это требует определённых усилий. Да и вообще - ничто в мире не выглядит похожим на металл, кроме... металла. Так как убедить всех производителей деталей из фототравления изначально красить свою продукцию в металлический цвет вместо латунного, то лучшим выходом для имитации металла является применение "химии". Здесь в игру вступает жидкость для воронения латуни производства фирмы Birchwood Casey.


Что нужно для начала:
- жидкость для воронения латуни производства Birchwood Casey (никогда бы не подумал...);
- ёмкость с чистой водой;
- медная проволока;
- кусачки-бокорезы;
- щипчики;
- перчатки;
- туалетная бумага;
- зажигалка;
- предназначенные для воронения детали из фототравления / латуни / меди.

 
Поехали...
Для начала я решил поэкспериментировать с одним из симпатичных вёдер производства польской фирмы RB Model (артикул 35D09): аккуратно выполненная основа из латуни, кольцо, опоясывающее дно, маленькая пластина фототравления для ручки, а также крепления для неё.

Сперва я скрутил из медной проволоки что-то вроде коромысла, чтобы с его помощью погружать детали в жидкость. Как видно на фотографиях, каждую деталь я крепил к ведру отдельно. Я не стал клеить детали к ведру до погружения в жидкость для воронения потому, что клей закроет собой часть деталей, и травление в этом месте не получится. Так можно получить почти полностью чёрное ведро с мелкими прожилками латунного цвета. Ужасный вид, стимулирующий для следующего этапа.

Металлические детали часто покрыты масляными субстанциями или даже жира от пальцев. Именно такие субстанции не дают жидкости для воронения покрыть такие детали полностью. Впрочем, есть и быстрое решение проблемы: подержать металлическую деталь над открытым пламенем, которое сжигает большую часть жиров и других реагентов, в результате чего вся деталь полностью покрывается чёрным цветом.

Прикрепив всё к коромыслу таким образом, чтобы ни одна деталь не могла свалиться, погружаем крюк в бутылку с жидкостью для воронения. Оставим детали в ней на 30-40 секунд. Это обобщённое, универсальное время, за которое детали точно не растворяться (оставив некоторые элементы подольше, можно убедиться в мощной силе химической науки). Поэтому секундомеры или таймеры не понадобятся.

По прошествии 30-40 секунд вытащим коромысло (делать это следует исключительно в хорошо проветриваемом помещении с надетыми перчатками - помните, что мы работаем с едким химикатом) - латунь стала полностью чёрной, с равномерным покрытием (некоторые металлы дают несколько коричневатый цвет). Теперь погрузим коромысло со всем содержимым в ёмкость с чистой водой и немного потрясём. Смывка остатков жидкости с поверхности предмета похожа на растворение чернил в воде. Когда чёрная жидкость перестала смываться, вытаскиваем предмет из воды и протираем его насухо при помощи туалетной бумаги. Результат - матово-чёрные детали ведра.

Если и после этого видны просветы латуни, то следует ещё раз повторить все этапы процедуры.

 
Выжимаем сияющий блеск
Матовый чёрный цвет - не самая симпатичная металлическая расцветка, поэтому нас ждёт ещё одна процедура. Жидкость не только быстро разъедает, но ещё и проникает в материал, что даёт нам возможность отполировать деталь. Просто повертим деталь, завёрнутую в сухую туалетную бумагу, и она приобретёт симпатичный блестящий сероватый цвет. Те поверхности, куда не смогла проникнуть бумага, остаются чёрными. Времени это заняло... всего минуту!

 
Воронение корпуса
Вторая часть обзора посвящена воронению немецких снарядов периода конца войны. Большинство латунных снарядов можно оставить необработанными (цвет латуни очень похож на настоящий цвет снарядов). Однако ближе к окончанию войны Германия столкнулась с проблемой нехватки латуни, вплоть до того, что переплавляла церковные колокола и части памятников. Поэтому для снарядов всё чаще использовались более обычные металлы, отливающие глянцем сероватого цвета. Обычно для имитации таких снарядов моделисты (опять...) грунтуют поверхность, окрашивают её в металлические цвета, а затем работают с графитом и т.д.
Имея под рукой жидкость для воронения латуни, процесс происходит иначе. Делаем коромысло из медной проволоки, погружаем в жидкость, промываем детали, полируем - вуаля! Снаряды отливают симпатичным блестящим сероватым оттенком... минута на всё - про всё (снова!).

 
Заключение
Могу утверждать с уверенностью - это одна из лучших моих покупок за последние годы. Я очень часто использую жидкость для воронения для обработки различных латунных и медных деталей. Например, я воронил собственноручно подготовленную из меди колючую проволоку, различные детали от орудийных стволов, упомянутые выше вёдра, медные цепи, снаряды, гранаты, мелочи из фототравления. Мне очень нравится тот факт, что с минимальными усилиями и за кратчайшее время мы получаем столь замечательный эффект. Покраска деталей займёт гораздо больше времени и уж точно не будет столь удобной и простой.

И ещё раз напоминаю - это реактив, едкий химикат. Без перчаток работать просто нельзя. По цене всего 10 долларов даже такая маленькая бутылочка - отличная покупка, ведь её хватит надолго. Рекомендую жидкость для воронения латуни всем!

Слева направо: жидкость для чернения, металлическая проволока, чистая вода, кусачки-бокорезы, детали из фототравления, туалетная бумага (неиспользованнаяlaughing)
Воронение латуни. Реактив для чернения деталей из фототравления, латуни и меди

Отрежем немного металлической проволоки для создания "коромысла".

Детали ведра на медном коромысле.

Гори-гори, жир и масло! Удаляем жиры от отпечатков пальцев при помощи зажигалки.

Сгибаем проволоку в виде крюка и вешаем на край бутылочки на 30 секунд или около того.

Сразу после погружения в жидкость для воронения.

Смываем жидкость для воронения латуни в чистой воде.

Протираем и сушим детали при помощи туалетной бумаги. Ведро и детали почернели.

Конечный результат после небольшой полировки

Снаряды наизготовку перед баней.

Погружение...

Слева направо: необработанный, воронёный и полированный снаряды.

Инструменты производства Verlinder после воронения и полировки.

 

Автор статьи: Robert Blokker
Источник: Неизвестен
Перевод: Команда BigScale

Опубликовано в Ржавчина и металл Декабрь 12 at 02:05

Комментарии (0)

Нет входа