Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Сила пигментов

Моделирование бронетехники сегодня

За последние годы среди моделистов, увлекающихся бронетехникой, земляные оттенки окраски и такие эффекты, как пыль или грязь, стали более распространёнными. Теперь моделисты уделяют больше времени и усилий на изучение и нанесение земляных оттенков и схожих эффектов на военную технику. Предлагаю начать данную серию уроков с обсуждения моих мыслей, касающихся подобных эффектов.
Впрочем, до сих пор немало моделистов высказывается против использования эффектов пыли и грязи. Их главный аргумент в том, что при помощи большого количества глины на моделях, можно с лёгкостью исправлять собственные многочисленные ошибки, которых от этого станет только больше. Другие убеждены в том, что значительное увеличение использования земельных оттенков в последние годы повлияло на потерю "художественного вида" моделей бронетехники.

Я абсолютно не согласен с теми моделистами, которые убеждены в "нехудожественности" земляных оттенков и глины. Прежде всего, мы говорим о личных предпочтениях, когда обсуждаем художественные качества модели. Мы привыкли тратить на покупку аксессуаров афтермаркета серьёзные суммы и протестовать против мельчайших дефектов в новых релизах. И наши затраты, и наши чаяния направлены на одно: получать такие модели, которые легки и просты в сборке, а также предоставляют возможность построить наиболее точную копию реальной машины. Любители масштабного моделирования бронетехники лишь придают окраске и эффектам не меньше значимости, чем другим аспектам - и опять-таки, в попытке достичь наиболее точного качества и соответствия модели.
 
Полностью уверен, что нанесение земляных оттенков и глины - реалистичный и эффективный способ моделирования, весьма требовательный к затратам времени и исследованиям. Нанесённые правильным методом, земляные оттенки и эффекты позволяют добавить к модели жизненность и историчность, что значительно усиливает аутентичность. Свежие работы, публикующиеся в журналах и в Сети, доказывают полезность нанесения глины и земляных красок. Думаю, что внешний вид моделей бронетехники в целом улучшился благодаря визуальным эффектам, основанным на дотошных исследованиях как исторических реалий, так и химических реактивов. По моему мнению, главный секрет искусного моделирования бронетехники, которое приносит удовольствие от работы, в том, чтобы достичь наиболее реалистичного вида - и при этом не важно, сколько оттенков и эффектов применялось для этой цели.

В данной серии статей я постараюсь продемонстрировать с помощью фотографий, как применять два различных вида земляных эффектов на модели бронетехники, в особенности на ходовую часть. Сначала я расскажу о тех шагах, которые применяются для создания сухой запылённости с небольшим количеством пыли, а также текстуры, имитирующей высохшую глину. Во второй части я продемонстрирую способы имитации заляпанных поверхностей со множеством текстур. Также кратко коснусь рассуждений о важности нанесения глиняной текстуры на гусеницы и о влиянии этой техники на остальную часть модели. Надеюсь, что читатель станет лучше понимать, каким образом можно исследовать и наносить глиняные текстуры, в особенности на колёса и гусеницы моделей.

Начнём с того, что цветовой тон земляных эффектов и глины будет серьёзно отличаться, в зависимости от театра военных действий, который представляет ваша модель. Изучение этой географической особенности ложится, разумеется, на плечи моделиста. Говоря о двух примерах, о которых рассказывается в серии этих статей, я опирался на фотографии из Восточной Европы. Два этих примера воевали именно там, поэтому сосредоточимся на шагах и химикатах для достижения более реалистичной пыли и грязи. На самом деле, для завершения своих проектов, я применяю лишь на несколько этапов покраски больше, чем при стандартных процедурах для имитации грязи на военных бронемашинах. Поэтому позвольте начать с этапов имитации запылённой машины.

 
Запыление ходовой части
 
Земляные оттенки и эффекты, использованные в первом примере, нанесены с оглядкой на цветные фотографии российских машин, задействовавшихся в операции в Чечне. Также в качестве источников использовались и другие фотографии с форума MissingLynxThinkTank.
 
 
На данной фотографии видны два окрашенных колеса. На оба колеса краска наносилась при помощи аэрографа и акриловых красок. Затем, для защиты акриловой основы от эмалевых смывок (которые используются в дальнейших этапах), я нанёс несколько слоёв глянцевого лака "VallejoAirSatinVarnish", и снова для этой цели использовался аэрограф. На левое колесо также нанесены сколы и другие эффекты, в то время как на правом лишь основная краска и несколько смывок поверх неё. Левое колесо я использую для запыленного примера. Сколы мы постараемся оставить видимыми под слоем пыли.
 
 
Создание смеси
 
Четыре следующие фотографии посвящены смешиванию красок для основания модели с пигментами для имитации земельных оттенков. Для этой цели отлично подходят акриловые краски производства фирмы Tamiya: их легко распылять аэрографом, а поверхность получается матовой и очень симпатичной. Эта матовая поверхность станет отличной базой для нанесения пигментов.

 

Я всегда смешиваю краски в небольших прозрачных пластиковых ёмкостях, как видно на фото. Начнём с коричневого цвета от Tamiya, добавив к нему немного немецкой серой краски (Dunkelgrub) и красно-коричневого оттенка. Смешивая краски небольшими порциями, можно добиться желаемого оттенка земляного цвета. Затем следует добавить к смеси изопропиловый спирт, разбавляющий акриловые краски для их распыления аэрографом. Очень важно правильно развести краску - от этого зависит цвет покрытия, который должен быть бледноватым.


По моим прикидкам, три части смеси красок Tamiya следует разбавить четырьмя частями спирта. Для оценки густоты краски нужно медленно наклонять прозрачный контейнер взад и вперёд. Чем быстрее смесь сползает по стенкам ёмкости, тем жиже получилась краска. С опытом у каждого образуются собственные предпочтения по густоте краски для её распыления аэрографом.






Распылять основание на колёса и модель следует совсем понемногу, в случайном порядке, как показано на данной фотографии. Помните, что мы наносим лишь лёгкий слой пыли. На этом этапе очень легко переборщить со слоем, уничтожив одним мановением кисти всю долгую работу, потраченную на нанесение сколов.
 
 
 
Нанесение пигментов
 

Распылив аэрографом лёгкий слой пыли, я перехожу к нанесению пигментов. Для танков, воевавших в Восточной Европе, я обычно применяю смесь из трёх красок, как показано на фотографии выше. Важно помнить, что пигмент 026 "Медная ржавчина" (CopperRust) теперь продаётся под названием "Бетонная пыль" (Concretedust). Обычно я кладу пигменты на палитру и смешиваю их по своему вкусу. В качестве основного пигмента я использовал "Лёгкую пыль", затем добавляя к нему "Сухую глину" и "Медную ржавчину" до тех пор, пока, наконец, цвет мне пришёлся по вкусу. Очень рекомендую при любой возможности сравнивать оттенок с цветными фотографиями реальных машин.
 



 
Разделите свою модель на воображаемые секторы. За один подход следует наносить жидкость для имитации запыления только на одну секцию, используя старую кисточку. Лучше будет, если наносить покрытие с пигментами понемногу, раз за разом сверяясь, подходит ли полученный цвет вашим задачам. Слишком толстый слой краски безвозвратно скроет все нижние эффекты. После нанесения пигментов следует смешать их скипидаром. На этом этапе очень важно качество ранее нанесённого глянцевого лакового покрытия. Нанесение слоя на одну секцию за подход позволяет контролировать густоту "пыли".
 

 



 
Дав скипидару испариться, можно удалить лишние пигменты при помощи остроконечной кисточки - вид пыли получится более естественным.
 


На заключительной фотографии изображено готовое колесо. Сколы на нём вполне заметны даже под слоем пыли. Также поверх красок и пигментов я добавил немного жидкости для имитации старых подтёков масла. Можно добавить к колесу и больше пигментов, если вы не полностью довольны полученным результатом.
 
 
Покраска гусеничных траков




Гусеничные траки - наиболее важная часть покраски модели бронетанковой техники. Я видел множество моделей с шикарно оформленными корпусами, но с минимальным вниманием к гусеницам. Если гусеницы будут едва обработанными, то вид модели в целом ухудшится. Для покраски и имитации погодных эффектов на гусеничных траках необходимо по возможности использовать те же самые краски и химикаты, что и для остальных частей модели.

По ряду причин, я при любой возможности пользуюсь металлическими траками производства фирмы Friulmodel. Прежде всего, металлические гусеничные траки Friulmodelдостаточно простые в сборке. Во-вторых, после сборки они остаются движущимися, поэтому монтаж к модели после окраски не представляет трудностей. Да, тракам производства Friulmodelочень сложно придать реалистичный вид в провисах и натяжениях между возвратными роликами. Но, помимо всего прочего, траки данной модели легко окрашивать и наносить на них эффекты, а результат получается весьма впечатляющим - его я и собираюсь продемонстрировать.


Нанесение основания на траки
 



После сборки и очистки траков при помощи мыла и воды, на них накладывается базовый слой производства Tamiya, соответствующий оттенкам других частей модели, как показано на фотографии выше. Напомню основной принцип - земляные оттенки корпуса должны совпадать с цветом гусениц. После нанесения базового слоя, поверх я добавил пигменты, смешав их со скипидаром.

Для имитации изношенных областей катков я использую два способа. На внутренней поверхности я при помощи толстого простого карандаша имитирую блестящий оголённый металл (потёртый другими деталями ходовой части). Затем графит при помощи художественной кисточки смешиваю с резиновым слоем.
 




Внешние поверхности траков обрабатываются обычной наждачной бумагой, оголяющей металл под краской. Эта техника - важнейшее преимущество использования металлических траков.



Такой законченный вид гусеничных траков достигается сравнительно легко. Результат - весьма реалистичный облик гусениц. Следующую статью из серии уроков про использование пигментов я посвящу имитации крупных и эффектно выглядящих комьев глины.
 

  

 
 
Как получить запачканный вид на ходовой части шасси бронетехники

Нанесение крупных комьев глины на масштабную модель бронетанковой техники - более сложная задача, требующая особого внимания и аккуратности. Крупные куски грязи, при должном нанесении, добавляют модели немало жизненности и реалистичности. Часто я вижу, как моделисты называют такую технику и модели "экстремальной имитацией погодных эффектов". Лично я не вижу ничего экстремального в модели с большим количеством аккуратно нанесённой и реалистично выглядящей грязи, когда проект был тщательно проработан в соответствии с фотографиями настоящей боевой техники.


Оформление модели танка Т-34/76, использующегося в данной части цикла статей про пигменты, основано на фотографиях, расположенных на 24 и 48 страницах книги "Armor at War Series, Soviet Tanks in Combat 1941 – 1945" ("Бронетехника на войне - советские танки в сражениях 1941-1945 годов") Стивена Залоги (Steven J. Zaloga), Джима Киннеара (Jim Kinnear), Андрея Аксёнова и Александра Кощавцева - издательство Concord. Особенно отмечу вторую фотографию танка Т-34/76 прямо под самоходкой СУ-85 в верхней части стр. 48. На всех этих фотографиях Т-34 не хватает задних крыльев из-за большого количества глины, активно забрызгивающей заднюю часть корпуса. Также для подбора оттенков глины использовались цветные фотографии современной российской бронетехники в Чечне.

 
 
Слоистое наложение

Принцип техники нанесения крупного количества грязи и глины в том, чтобы добавлять глину постепенно, слоями, начиная с сухой глины на нижнем слое, поверх которого наносится влажная грязь, а верхний слой представляет собой уже откровенно мокрую глину (как и на настоящих машинах). Как было отмечено ранее, оформление модели с большим количеством глины на первых этапах обязательно включает в себя работу по нанесению пыли и сухой земли - смотрите предыдущую часть урока для подробностей этой техники.


На первой фотографии я смешал акрил производства Tamiya для имитации пыльного оттенка, смягчив её коричневой краской XF-57 (Buff) и добавлением небольшого количества немецкой серой краски (XF-63 Dunkelgrau). В данном случае я решил отказаться от использования красно-коричневого оттенка, но это исключительно из-за собственных предпочтений.

 

На этот раз я распылил аэрографом на шасси более толстый слой краски. Следует отметить, что добавление любых сколов на шасси нижнюю часть корпуса в данном случае станет лишь пустой тратой драгоценного времени - на данном этапе все эффекты будут попросту замазаны.
 
 
 Смесь для имитации сухой глины
 


После распыления базового слоя пыли, займёмся смесью для имитации сухой глины. Для этого я использую смесь тех же самых красок от Tamiya, рассмотренных выше, с добавлением к ним пигментов.


Для получения текстуры следует добавить гипс.
 



Если получившаяся смесь слишком густая, то можно разбавить её небольшим количеством обычной воды. Полученный цвет соответствует оттенкам танка 38T, рассмотренного в предыдущей части статьи. Напомню, что в обоих случаях я использую машины, сражавшиеся в Восточной Европе.
 

На такие модели, как Т-34, я наношу наиболее крупный слой глины прежде всего на внутренние углы колёс, где, судя по фотографиям, скапливается больше всего грязи. Нанесение глины таким способом позволяет лучше контролировать количество эффектов на модели. После нанесения глины следует постоянно разглаживать её при помощи кисточки. Таким образом при высыхании поверхность получится более текстурированной.
 

После наложения сухого глиняного слоя, следующие этапы следует делать более аккуратно, с использованием старой кисточки для красок и кратковременных, но мощных струй воздуха из аэрографа. Эта процедура позволит текстуре стать более выраженной. Если кисточка достаточно широкая, то при высыхании поверхность покроется слоем трещин. Очень рекомендую до нанесения покрытия на нынешний проект поэкспериментировать над описанным приёмом на старой модели. Если шасси уже закреплено на машине, то воспользуйтесь бумажной маской для экранирования остальных узлов.
 

На фотографии изображено колесо с основанием красок Tamiya, а поверх него - смесь сухой глины.

Важный момент: После нанесения сухой глины следует заняться покрытием верхней части корпуса слоем пылевых пигментов - об этом рассказано в предыдущей статье цикла, а также видно на фотографиях в начале статьи.
 
 
Нанесение "подсыхающей" глины
 

Основной состав смеси для имитации подсыхающей глины - эмали производства фирмы Humbrol, с добавлением к ним художественных масел.
 

Затем я добавляю к смеси пигменты, дополнив их небольшим количеством просеянного песка и гипса для текстуры.
 

Также к смеси следует добавить немного глянца, приобретённого в магазине для художников.
 

Глянец разбавит смесь, что позволит проще наносить её на модель при помощи старой кисточки.
 

Если и после этого смесь слишком густая, то можно разбавить её скипидаром.
Ещё раз я добавил при помощи старой кисточки слой подсыхающей глины на внутренние угли колёс. Можно также проделать эту операцию со всеми внутренними углами нижней части корпуса, где глина будет выглядеть уместно. После нанесения влажной глины, слегка разбавьте сухой слой при помощи скипидара. Я делаю это так: сначала наношу подсыхающую глину на одну из сторон корпуса, затем разбавляю её, и лишь потом перехожу к другой стороне. Иначе слой влажной глины может подсохнуть, что осложнит его разбавление.
 

Дав влажной глине немного настояться, нанесём глину ещё раз, используя для этого старую кисточку и резкие струи воздуха из аэрографа для имитации брызг. Возможно, возникнет необходимость залить часть смеси в ёмкость и немного разбавить её скипидаром - в некоторых случаях более жидкая консистенция даст лучший результат. И вновь я рекомендую вначале попрактиковаться на старой модели, чем сразу приступать к текущему проекту. Нанесение брызг прибавит модели реалистичности, добавив очередной слой текстуры и трещинок на подсыхающей глине. Эту технику я использовал для покраски задней части танка Т-34.
 

На фотографии изображено ходовое колесо с нанесёнными на него слоями сухой и подсыхающей глины. И на этот раз я добавил к работе эффект подтёков смазки.
 
 
Доработка траков
 

Гусеничные траки на модели также облеплены глиной, притом того же цвета, что и корпус с колёсами. В данном примере я использую гусеницы от танка КВ производства Friulmodel.
 

После наложения базового слоя акриловой краски цвета пыли, на траки наносится смесь сухой глины. Взгляните на фотографию: слой глины распределяется по внешней поверхности при помощи кисточки.
 

На внутренней стороне слой глины наносится исключительно на те зоны, которые не затрагиваются колёсами и звёздочками. Ниже предложена фотография траков с нанесённой на них высохшей глиной.
 

Процедура нанесения влажной глины на траки похожа на работу с сухой грязью. И в данном случае следует распределить слой по всей внешней поверхности, а на внутренней уделить внимание только тем зонам, которые не отшлифованы соприкосновением с ходовой частью.
Затем следует разбавить подсохшую глину скипидаром. Также я использовал скипидар и на всей внутренней поверхности траков.
 

 

На следующем этапе я снова поместил остатки смеси для имитации подсохшей глины в ёмкость и добавил туда немного скипидара. С каждым новым слоем брызг я добавлял всё больше разбавителя. Предлагаю взглянуть на следующую серию фотографий, где изображены внешняя и внутренняя поверхности траков с добавлением на них брызг при помощи аэрографа.

 

 

Потёртые металлические области гусениц в данном образце получились благодаря тем же методам, что и при имитации запыления во второй части урока. Внешняя часть была просто обработана наждачкой, а внутренняя - простым карандашом с толстым грифелем. Затем графит был распределён при помощи тонкой художественной кисточки. Полную инструкцию по этой технике можно прочесть во второй части статьи, где рассказывается про обработку гусениц танка Т-34.

 

 


Мокрая глина

Для создания эффекта мокрой глины можно попросту воспользоваться прозрачным глянцем, нанесённым при помощи кисточки на те зоны, которые желаете "увлажнить". Я рекомендую прежде всего обратить внимание на гусеницы, а также на ходовую часть (где следует добавить "мокрые" разводы в случайном порядке. На фотографии сверху показана модель трофейной самоходки StuG III, попавшей в руки советских войск. На ней отчётливо видны поверхности с сухой, влажной и мокрой глиной, объединённые в единый рисунок. Этот узор был нанесён при помощи той же техники, о которой рассказывается в данном цикле статей.

 

Заключение




Различия между двумя техниками покрытия модели можно заметить на серии фотографий сверху. Сколько именно глины вы добавите на гусеницы и колёса - зависит только от вашей фантазии и от проекта, над которым идет работа. Пример танка Т-34 может быть несколько необычным. Иногда (пусть и редко), подсыхающий или мокрый слои глины просто не нужны.

Очень часто я выбираю очередной проект для сборки и покраски благодаря интересному рисунку камуфляжа или другим уникальным особенностям. Если меня заинтересовала модель или прототип, то я стараюсь найти точно такой же вид БТТ, но с большим или меньшим количеством земляных оттенков и глины. Именно такой подход и позволяет находить необычный предмет для моделирования, на который очень интересно наносить уникальную разметку и жизненно реалистичные погодные эффекты. Поэтому пусть читателей не удивляет фотография моего очередного проекта. Хотя машина и работает без гусеничного привода, но натовский бульдозер "Front End" обработан с использованием той же техники, о которой я написал четыре статьи. Земляные оттенки в этой модели были скопированы с фотографий реальных машин периода войны в Персидском заливе.

Спасибо за внимание! Хочу выразить особую благодарность Тиму Экфолду (Tim Eckfold), Энди Локу (Andy Lock) и Ральфу Козиарски (Ralph Koziarski) за то, что они вдохновили меня на написание этой серии уроков, а также своего отца Джеффа за его терпение при редактуре текста.

 

Автор статьи: Adam Wilder
Источник: Armorama
Перевод: Команда BigScale
Опубликовано в Грязь и пыль Ноябрь 28 at 03:57

Комментарии (0)

Нет входа