Внимание

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Авторство указано в конце статьи. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта BigScale.ru. При копировании обязательна прямая гиперссылка на оригинальную статью. Сайт защищён системой антиплагиата.

Покраска сборной модели САУ "Jagdtiger" от Майкла Ринальди - этапы работы и фотоальбом

От редакции сайта BigScale: в коллекции уроков от Майкла Ринальди на нашем сайте пополнение. На этот раз Майк рассказывает не о какой-то отдельной технике покраски, а об общей процедуре оформления и обработки бронетанковой техники. В качестве примера выбрана немецкая самоходная установка Jagdtiger производства Dragon. Вообще эта статья называется автором фотоальбомом - здесь действительно большое количество фотографий. Каждое изображение, как обычно, сопровождается подробнейшими комментариями Майкла. Приятного чтения и просмотра!

Добро пожаловать в мой фотоальбом, посвящённый сборной модели самоходной артиллеристской установке Jagdtiger. Использовав великолепный комплект для сборки модели производства фирмы Dragon в качестве базы, я добавил к этой модели гусеничные траки производства Friulmodel, а также смоляную защитную завесу орудия и его алюминиевый ствол от фирмы CMK. Ниже я предлагаю вниманию моделистов подробный фотоотчёт о всех этапах покраски и наложения разнообразных погодных и прочих эффектов со своими примечаниями и советами о сборке.

В данной статье я описал все значимые аспекты и техники, которые я использовал для достижения эффектов.

Сборка
Я могу не так уж много рассказать о сборке помимо того, что это превосходный комплект. Никаких особых сложностей, а наоборот - удовольствие от процесса сборки. В этот раз я старался избегать использовать детали из фототравления, так как немного устал от них. Единственными моими модификациями (помимо ствола и траков) стали переделка сварных швов (примечание редакции сайта RUScmd: кстати, совсем недавно мы опубликовали статью-урок об имитации сварных швов) и замена пластиковых ручек для захвата на латунные. Для этого я использовал фототравление из комплекта - хорошие детали. Да, ещё я подвёл медную проволоку к электрической части фар. И ещё некоторые мелочи - барашковые гайки производства Modelkasten на задние буксирные скобы и домкратный узел.
 

Так как сборка модели с "юбками" совершенно не входила в мои планы, мне нужно было чем-то прикрыть две крепёжные зоны в задней части самоходки. Для этого мне пригодились пластиковые листы, подогнанные по размеру. Крюки для крепления запасных траков я заменил на эти же детали из комплекта для сборки танка Tiger II от Tamiya - думаю, что качество их литья ощутимо выше.
 

Вот так выглядела кормовая часть машины после того, как я добавил барашковые гайки на буксирные крюки и прикрыл задние крепления для "юбок". Сварные швы были полностью переделаны, для этого я использовал шпаклёвку "Mr.Dissolved Putty" фирмы Gunze Sangyo.
 

Я старался смоделировать модификацию Ягдпанцера среднего периода производства, или около того. Скажем, в её конструкции присутствовал орудийный замок позднего образца, однако эта машина производилась без лишних креплений для запасных гусеничных траков по бокам надпалубной конструкции. Основным источником исторических фотографий, на которые я опирался в процессе работы, был шестой номер журнала "Achtung Panzer" - бесценная вещь для сборки любой модели на базе шасси танка Tiger, очень рекомендую!
 

Я немного поработал над углублением текстуры этой модели небольшой шлифовкой при помощи вращающегося инструмента. В принципе, текстура весьма хороша и на заводских деталях. К вертикальным панелям верхней части корпуса я добавил несколько следов от попаданий снарядов разных калибров и артиллерийской шрапнели.
 

В комплекте присутствует базовый набор деталей из фототравления - его более чем достаточно. Экраны очень хороши, а небольшие петли, приваренные вокруг краёв корпуса, отлично подходят для сборки модели "из коробки".
 

Покраска
Начал я с нанесения затенённого слоя - краска Model Air Burnt Umber ("Жжённая умбра" от Vallejo), поверх которого нанёс основной слой - краску Model Air 028 Sand Yellow ("Жёлтый песок" от Vallejo). Гусеничные траки, включая запасные, претерпели пару наложений краски "Blacken-it"для воронения. На самом деле мне нравится вид простого тёмно-жёлтого цвета Dunkelgelb, однако я решил выкрасить машину в трёхцветную камуфляжую схему, поэтому позже добавлю и другие цвета.
 

Гусеницы я надевал на машину исключительно для фотографий - их очень легко снимать благодаря расширенным штырькам-держателям, спрятанным под ходовыми колёсами. Эти крепления я оставил на 3-4 мм длиннее, чем нужно, поэтому снимать и надевать гусеницы не составило никакого труда.
 

Мне очень понравился фабричный уровень детализации машины и её подгонка. Поэтому в этот раз я решил обойтись без использования деталей из фототравления, чтобы упростить и ускорить работу. Вообще качественные комплекты, наподобие этого, достаточно хороши для того, чтобы не заморачиваться дополнительной проработкой. Кроме этого, в комплекте присутствует небольшая симпатичная пластина, которая содержит некоторые дополнительные детали.
 

Жёлто-песочная краска № 028 от Vallejo отлично подходит для осветления тёмно-жёлтого цвета Dunkelgelb. Если же нужен чуть более тёмный оттенок жёлтого, то можно использовать светло-коричневую краску №027 этой же фирмы. А использование фильтров может помочь в создании самых разных оттенков и интенсивности цвета, что даёт громадную свободу действий. Я предпочитаю распылять светлую краску, а затем при помощи фильтров чуть затенять нужные места поверхности, чем вначале распылять тёмную, а затем осветлять её. Впрочем, не уверен насчёт бронетанковой техники Африканского корпуса - я никогда не окрашивал эти машины, поэтому подход к ним может отличаться от моего.
 

Ниже видны мои доработки детализации поверхности - я добавил их шлифовкой при помощи вращающегося инструмента, как рассказал в разделе про сборку. Также видна углублённая текстура орудийной завесы CMK. У новой завесы чуть более оквадраченный профиль, если смотреть прямо. Это лишь небольшое дополнение к и так неплохому основному набору. Я позволил себе добавить к завесе лишь небольшую отметину от попадания снаряда, прямо позади ствола.
 

А теперь я наложил камуфляжную схему (примечание редакции: по ссылке - урок наложения камуфляжа на танк Tiger от Свена Фриша. Майкл Ринальди и сам отличный эксперт по нанесению камуфляжа на БТТ, но в этой статье камуфляж упомянут лишь вскользь). Для этой процедуры мне нравится линейка акриловых красок Vallejo Model Air, а ещё я захотел испытать несколько новых цветов. Красно-коричневый цвет - краска № 037 из линейки Model Air, зелёная - смесь танкового зелёного и осветлённого при помощи белой краски тёмного камуфляжа (Dark Olive). Для интереса я оставил без обработки места крепления боковых юбок.
 

Маркировки, которые видны на корме рубке, мне не очень понравились - я хотел достичь несколько другой эффект, отличающийся от стандартных чёрно-белых крестов. Существовало несколько "Ягдтигров", которые воевали отдельно от основных подразделений - эта модель, в общем, и отражает одну из таких машин. Мне не удалось отыскать фотографию такой самоходки, поэтому, если хотите, это лишь моё видение.

Для справки о разметках подразделений я пользовался книгой "D-Day to Berlin" (старая, но до сих пор очень хорошая книжка). В ней есть множество цветовых схем. В частности, есть среди фотографий в этой книге изображение САУ Sturmtiger с похожей зелёно-коричневой камуфляжной разметкой. На ней я и основывался.
 

Обычно после напыления камуфляжа я наношу на покраску первичные сколы, царапины и потёртости. Не желая перегнуть палку, я постарался обработать по этому принципу лишь те зоны, с которыми контактировал экипаж бронемашины - именно в таких местах чаще всего и видны сколы.
 

Везеринг
Нанеся первичный камуфляжный слой, я начал обрабатывать поверхность стандартным набором фильтров, чтобы оживить цвета и создать больше гармонии между разными областями поверхности. Для этой модели мне понадобился фильтр Humbrol 82 Midstone, разбавленный растворителем в соотношении 70 к 30. Этот совет я получил, читая великолепную статью Фабиена де Чампса о сборке и покраске танка Tiger II. Это быстрее, чем использовать кисточку. Да и контроля над процедурой благодаря этой технике у меня больше.
 

Эту модель я не хотел загрязнять глиной, предпочтя более чистый вид. Впрочем, немного пыли от городского боя не повредит. Экипажи таких машин часто сражались в городских условиях, на этом я и сосредоточился. Выхлопные трубы я проработал при помощи системы жидкостей для имитации ржавчины.
 

Для проработки боковин, к которым крепятся боковые "юбки", я использовал капли масла умбры - советую почитать мою статью о рендеринге масляной краски. Поверх масла я нанёс фильтры, а ближе к концу работы воспользовался в этом месте и пигментами - вид получился весьма объёмистым и слоистым. В последнюю очередь я окрасил инструменты в различные оттенки жжёной сиены и сырой умбры с небольшой добавкой чёрной краски в местах крепления.
 

Теперь нам пригодится интересная техника, которая недавно попала на страницы многих моделистских журналов. Это использование точечных фильтров. Берём различные оттенки масляной краски (впрочем, подойдут и эмалевые производства Humbrol), накладываем на поверхность небольшие точки этих красок - там, где нужно изменить вид основного цвета (вновь рекомендую журнал Model №4, где есть отличные фотографии этой процедуры). Для моей модели я решил воспользоваться природной зелёной краской, жёлтой охрой, белой и жжёной сиеной. Я взял чистую, почти сухую кисточку, слегка окунув её в разбавитель (я, обычно, предпочитаю суховатые, а не увлажнённые кисти - они дают больше контроля). Этой кистью я "размыл" масла по поверхности краски (вертикально, по бокам). Получившиеся едва заметные подтёки отлично подчёркивают и обогащают основные цвета. Не бойтесь повредить камуфляж - этот эффект выглядит действительно здорово, и не столько разрушает, сколько дополняет рисунок.
 

Последнее время я всё чаще пользуюсь одним небольшим фокусом: распыление разбавителя Humbrol после наложения всех пигментов. Так как я хочу добиться эффекта запыления, этот секрет отлично сработает для того, чтобы добавить поверх пигментов различные подтёки по всей поверхности модели. Если вы предпочитаете не пользоваться пигментами, то растворитель просто улетучится. Однако когда пигменты всё же нанесены, то растворитель отлично скрепляет их, а после высыхания поверхность становится максимально ровной.

Мне кажется, что это несколько легче, чем работа кистью или добавление капель разбавителя на пигменты, как советует в своих уроках Мигель Хименес. Впрочем, его методику я до сих пор толком не опробовал. Кажется, что кое-где Миг упрощает процесс, и описывает его проще, чем он есть на самом деле. Да и навыков для успешного применения его техники требуется больше, чем кажется. Лично у меня иногда возникают проблемы с нанесением лёгкой цветовой модуляции. Метод распыления разбавителя при помощи аэрографа поверх пигментов просто подходит для меня лучше.
 

А теперь несколько увеличенных фотографий. Можно увидеть изменения в блеске краски при продвижении работы над моделью. Верхние поверхности я стараюсь оставлять чуть более светлыми - обычно они загрязнены и запылены меньше, или просто чаще чистятся экипажем при работе и ремонте машины. Да и одежда экипажа служит "тряпкой для пыли", протирающей поверхность (в данном случае - совсем слегка оттирающей её от слишком уж явной грязи). Ходовая звёздочка и края поверхностей, которые касаются дороги, обработаны краской "Mr.Iron" от Gunze Sangyo - когда она высыхает, то блеск получается очень реалистичным. Впрочем, на мой вкус, в этой краске многовато синевы, поэтому после её нанесения я прошёлся по поверхности графитом.

В места крепления старых запасных траков я нанёс пятна при помощи масляной краски цвета сырой умбры, а затем осветлил тёмные пигменты. В данном случае я воспользовался смесью небольшого количества чёрной краски, смешанной с ржавчиной. Кисточку я постоянно очищал. Кстати, здесь лучше подходит небольшая кисть с коротким ворсом.
 

На ходовые колёса я нанёс несколько слоёв тёмных масляных смывок и светлое покрытие пигментов - "Европейская грязь" (European dirt), а также лёгкие краски для имитации пыли. Поверх этих слоёв я распылил разбавитель Humbrol для того, чтобы он удержал цвета после окончания работы. На гусеницы я нанёс смесь смывки цвета жжёной сиены и сырой умбры, чтобы усилить эффект от жидкости "Blacken-it" для чернения. Затем я наложил немного стальной стружки и постарался снизить контраст между поверхностями разных оттенков до тех пор, пока не добился вида оголённого металла. Готов побиться об заклад, что эти гусеницы Friuls выглядят в точности как настоящие миниатюрные траки из какой-то странной уменьшенной параллельной Вселенной, к тому же их масса такова, что они позволяют идеально расположить модель на верстаке без скольжений.
 

На первичный слой задней двигательной палубы я добавил пятна и брызги при помощи густой смывки из чёрной масляной краски, смешанной с сырой умброй. Для этого мне потребовалась кисточка с мелким пятном контакта. Её кончиком я нанёс пятна и брызги различных размеров и в случайных местах.
 

Эта фотография - отличный пример использования всех разнообразных техник везаринга. При более пристальном взгляде видны различные оттенки цветов, полученные благодаря точечным смывкам и фильтрам, разные оттенки пигментов (они осветляют боковые стороны), а также графиту, который я добавил в самом конце. Обратите внимание на крепление для запасных траков в нижней части. Покрытие траков я нанёс исключительно при помощи жидкости для чернения "Blacken-it" с небольшой добавкой графита на кончике пальца уже после того, как закрепил их. Также на этой фотографии отлично видна переделка сварных швов. Шпаклёвка "Mr. Dissolved Putty" отлично подходит для этой задачи, а способ её применения не отличается от любой другой техники имитации сварных швов при помощи шпаклёвки. Мой основной инструмент для этой работы - заострённая (отшлифованная) с одного конца зубочистка, которая нужна для придания сварной текстуры.
 

Потёртые области на крышках люков созданы добавлением масляной сырой умбры в краску и нанесением сухой кистью. Я стараюсь использовать как можно более сухую кисть с минимальным количеством разбавителя, чтобы как следует распределить оттенок по тем краям, которые эксплуатируются экипажем наиболее нещадно.
 

Кормовая часть танка почти не подверглась переделкам и выглядит, будто сразу из коробки. Я лишь заполнил крепления задних "юбок" для гусениц и добавил три сварных шва при помощи шпаклёвки - точно так же, как до этого нанёс их на верхнюю часть корпуса. Также к буксирным крюкам и на правый блок домкрата (не виден на этом фото), я добавил барашковые гайки Modelkasten. И ещё небольшой кусок проволоки на правой части крепления домкрата.

На крышках выхлопной системы должны были быть ещё болты, а на задней части под правой выхлопной трубой - цепь. Впрочем, я собирал свою модель впопыхах и забыл добавить эти мелочи, которые видны в любой хорошей книге-источнике.

Очень полезным оказался лист с деталями из фототравления, вложенный в комплект для сборки. Замок для орудия в транспортировочном положении показан частично открытым, а ещё я добавил проволоку к фаре. И здесь пришлось немного поколдовать шпаклёвкой над сварными швами и креплениями для "юбок", как описано ранее. Что касается траков в передней части машины, то здесь я ошкурил их самые высокие точки для того, чтобы оголить металлические области контакта.
 

Хорошее увеличенное изображение области орудийной завесы. Я немного "состарил" светлой сырой умброй ту область, где походный замок соприкасается со стволом. Подъёмный крюк на орудийной завесе - деталь из комплекта, которая приклеена к смоляной завесе CMK. После этого на завесу я нанёс сварочные следы. Для имитации старения использовались те же техники везаринга, что и на изображениях выше.
 

Возвращаясь к покраске, я усилил коричневый цвет. Ближе к концу мне показалось, что полученного контраста различных областей недостаточно, так как в целом у модели получился излишне затенённый вид. Я прошёлся по коричневым поверхностям смесью коричнево-красной краски Vallejo Mahogany и жжёной умбры, осветлив её несколькими каплями белой краски. После этого я добавил ещё пару смывок из чёрной масляной краски, которые нанёс на траки для их чуть большего затемнения.
 

Теперь траки выглядят потрёпанными в сражениях, явно выделяясь от остальной поверхности самоходки. Выделил я и несколько ходовых колёс. Запасные траки также получили свою дозу тёмной чёрно-коричневой масляной смывки.

Маркировку машины я решил сменить на более привычные чёрные кресты с белой окантовкой - так машина выглядит интереснее и контрастнее. После нанесения краски, я распылил над всей моделью смесь жидкости Humbrol 82 Midstone, смешанной с разбавителем в соотношении 70 к 30 в качестве единого фильтра для общей гармонии цветов.
 

Возвращаясь к везарингу, я добавил ещё немного точечных смывок белого и ржавого цветов. Они нужны для подтёков и водяных пятен поверх нового покрытия. Также на то место, где висели старые запасные траки, я нанёс темные краски для усиления контраста в этой области.
 

На некоторые ходовые колёса и ведущую звёздочку я нанёс дополнительный слой чёрных масляных смывок. Направляющие пальцы на траках я ошкурил для придания вида оголённого металла. Вообще гусеницы производства Friul - одни из немногих, левая сторона которых отличается от правой. Ведь у бронетехники на шасси танка Tiger II были ассиметричные гусеницы.
 

В последний раз я нанёс очень светлую смывку поверх сварных швов корпуса, чтобы чуть больше выделить их. Также пригодился графит, который усилил внешний вид лопат и оголённых краёв других инструментов.
 

Заключительный вид надпалубных конструкций. Подтёки по бокам ясно видны, также как и различные оттенки краски, достигнутые при помощи точечных смывок. Более тёмные области по краям и крышкам сделаны тёмными/коричневыми/ржавыми масляными смывками, а затем подчёркнуты небольшим количеством графита.

Кормовая двигательная палуба получила пару слоёв чёрной масляной смывки вокруг болтов и соединительных линий. Вокруг эксплуатационных лючков двигателя добавлены более свежие подтёки масла. Подтёки на выхлопной системе выполнены при помощи чёрных пигментов производства Mig, нанесённых на сухую поверхность.
 

Кормовую часть я оставил простой и чистой. Здесь понадобилось несколько слоёв смывок и графита. Изображение выхлопных труб я немного обработал в Фотошопе, чтобы их вид был более реалистичным. Оглядываясь назад, я бы желал использовать вместо них трубы производства Moskit - они стоят своих денег. Очень надеюсь, что вам понравилась моя модель. А мне пора отдохнуть!
 
 
 
Автор статьи: Mike Rinaldy
Перевод: Команда BigScale.ru

Комментарии (0)

Нет входа